В союзе с Сатаной
История взаимоотношений Уинстона Черчилля и Иосифа Сталина наполнена множеством мифов. Во всяком случае, устоявшееся мнение об искреннем уважении британского лидера к советскому вождю не соответствует действительности.
Черчилля часто обвиняют в ненависти к Советскому Союзу и вообще в русофобии. Но странное дело: для отечественных сталинистов он большой авторитет. Еще Нина Андреева (автор статьи «Не могу поступиться принципами») в годы перестройки ссылалась на Черчилля: он, дескать, высоко ценил Сталина, а это дорогого стоит.
На самом деле хвалебные отзывы Черчилля о «вожде народов» не стоят совсем ничего. Не говоря уже о том, что самую знаменитую фразу: «Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой», — он и вовсе никогда не произносил.
22 июня 1941 года Черчилль обещал Советскому Союзу всяческую помощь в войне с Германией. Но и тогда он заметил, что «нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма». А незадолго до нападения Германии на СССР английский премьер сказал своему секретарю: «Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере благожелательно отозвался бы о Сатане в палате общин».
В августе 1942 года Черчилль прилетел в Москву. Тогда он впервые встретился со Сталиным.
«Сохраняя суровое выражение лица, Сталин медленно двинулся по ковровой дорожке навстречу Черчиллю. Вяло протянул руку, которую Черчилль энергично потряс», — вспоминает переводчик МИД Валентин Бережков. Гость расплылся в улыбке. «Улыбка премьера мне показалась деланной, плохо скрывающей его нервозность».