Результаты Столыпинской аграрной реформы не были оценены по достоинству

ДилетантИстория

Реформы в пользу трудолюбивых

Результаты грандиозных преобразований, которые стали известны под названием Столыпинской аграрной реформы, многие современники, к сожалению, не смогли оценить по достоинству.

Олег Федотов

Сельское население. Численность крестьян, благодаря высокой рождаемости, росла стремительными темпами. Но соответственно уменьшался размер земли на каждого едока. Крестьянские дети. Владимир Маковский, 1890 год

Большинство представителей интеллигенции, политиков и деятелей культуры, ставших очевидцами реформы Петра Столыпина, видели в ней лишь крушение вековых «скреп». Только немногие отмечали положительный эффект. А после 1917 года оценка преобразований стала и вовсе однозначной. Результаты реформ были объявлены провальными. А все потому, что так считал главный идеолог большевизма Владимир Ленин. Спорить с его мнением никто не решался. Поэтому первые независимые от идеологических догм труды о революционных переменах в крестьянской жизни появились в России только в 1990-е годы.

Власть общины

Портрет Петра
Аркадьевича
Столыпина.
Илья Репин, 1910 год

Понять суть реформ, предложенных председателем Совета министров Российской империи, невозможно без понимания специфики сельской жизни в самой большой стране мира. Крестьяне составляли почти 80 процентов населения России. И при этом в деревне, особенно в европейской части страны, господствовала архаичная система общинного землевладения. То есть большинство крестьян жили в условиях столь милого сердцу утопистов коллективизма. Отдельный член общины был совершенно бесправен. Он не мог без разрешения односельчан ни продать свой надел, ни даже самостоятельно решить, какие культуры и по какой системе выращивать.

Кроме того, община могла в любой момент устроить передел земли. Например, отобрать значительную часть надела у тех, кто был малодетным и передать тем, чьи семьи значительно выросли. Все это в глазах ревнителей народной мудрости выглядело как проявление исключительной справедливости. И даже то, что без земли могли остаться вдовы и калеки (все равно ведь обработать не смогут), не тревожило тех, кто видел в общине прообраз социалистического мироустройства. В результате любой крестьянин становился заложником односельчан. Без их разрешения он ничего не мог сделать. Уравниловка и патриархальные традиции убивали любую инициативу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении