«Передают всякую ерунду…»
Отклики ленинградцев на смерть Сталина. По материалам рассекреченных партийных документов.
Первая декада весны 1953 года стала для советского народа временем судьбоносных перемен. 4 марта страна впервые узнала о тяжёлом заболевании Сталина. Дважды в день начинают выпускаться бюллетени о состоянии здоровья советского лидера. В газете «Правда» от 4 марта 1953 года говорилось: «В ночь на 2 марта 1953 года у И. В. Сталина произошло внезапное кровоизлияние в мозг, захватившее жизненно важные области мозга, в результате чего наступил паралич правой ноги и правой руки с потерей сознания и речи. Второго и третьего марта были проведены соответствующие лечебные мероприятия, направленные на улучшение нарушенных функций дыхания и кровообращения, которые пока не дали существенного перелома в течение болезни… К двум часам ночи четвёртого марта состояние здоровья И. В. Сталина продолжает оставаться тяжёлым».
5 марта 1953 года в 21 час 50 минут врачи констатировали смерть вождя. Советские граждане узнали о смерти Сталина только утром следующего дня, когда об этом было объявлено по радио и напечатано в газетах. Страна погрузилась в трёхдневный траур. Кинотеатры и прочие увеселительные заведения не работали, любые развлекательные мероприятия в стране отменялись. Для миллионов граждан СССР это событие стало настоящим шоком.
Ведь за три десятилетия практически единоличного правления «вождя всех народов» сама фигура Сталина в глазах большинства людей приобрела почти мистический облик. И вот этот небожитель, которому по всей стране воздвигались величественные монументы, внезапно заболел и умер как простой человек. Многие искренне горевали, плакали и задавали себе один вопрос: как же мы теперь будем жить?
7 марта в газетах появилась информация об итогах совместного заседания Пленума ЦК КПСС, Совета Министров Союза ССР и Президиума Верховного Совета СССР, на котором в целях «обеспечения бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны» было осуществлено перераспределение высших государственных постов. Председателем Совета Министров СССР был назначен Георгий Маленков. Пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР — формально высший в стране — занял Климент Ворошилов. Министром иностранных дел вновь стал Вячеслав Молотов. Лаврентий Берия возглавил объединённое ведомство, в которое вошли МВД и МГБ. Заседание состоялось ещё в 20 часов 5 марта, однако в газетном сообщении время его проведения не уточнялось. Не упоминалось, разумеется, и о том, что к моменту принятия данных решений Сталин был ещё жив. Тем не менее этот документ, направленный официально на сплочение советского народа, вызвал среди населения разноречивые отклики.
Если в открытой советской прессе публиковались сообщения, где выражались лишь глубокое горе и скорбь по поводу «безвременной кончины великого вождя и учителя», то в секретной информации, которая предоставлялась партийными органами руководству города и области, нашёл отражение более широкий спектр мнений жителей Ленинграда и Ленинградской области. Ныне эти документы хранятся в фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб).
Значительная часть из них до сих пор сохраняет гриф секретности, но с некоторыми делами есть возможность познакомиться. Одно из них, ранее находившееся в «особой папке» Ленинградского обкома КПСС, содержит информационные сводки, которые представлял отдел партийных, профсоюзных и комсомольских органов первому секретарю обкома КПСС Василию Михайловичу Андрианову, а также получал от райкомов партии Ленинграда. По понятным причинам акцент в этих закрытых документах сделан на негативных фактах и оценках горожанами событий, связанных со смертью Сталина.
«11 марта 1953 г.
Секретарю Ленинградского Областного комитета КПСС
Тов. Андрианову В. М.
С глубокой скорбью в сердцах трудящиеся Ленинграда и области переживают смерть своего гениального вождя и учителя… великого Иосифа Виссарионовича Сталина. 9 марта по предприятиям, учреждениям, колхозам, совхозам, высшим учебным заведениям и воинским частям было организовано коллективное слушание радиопередач из Колонного зала Дома Союзов и траурного митинга с Красной площади.