И снова Кипренский
Три года назад на страницах журнала я уже писал о творчестве великого художника Ореста Кипренского, названного при жизни «русским Ван Дейком». Атрибуция каждого его произведения — настоящее событие. Недавно мне удалось завершить долгий поиск и вернуть имя ещё одному замечательному рисунку мастера, которому в этом году исполнилось 240 лет со дня рождения.
Творчество Кипренского всегда было предметом пристального внимания и ценителей, и широкой публики. Достигнув вершин живописи в России, Кипренский в 1816 году уже зрелым художником отправился за границу и покорил Рим, Париж, Женеву, Неаполь, Флоренцию. «Он первый вынес имя русское в известность в Европе», — записал в октябре 1836 года в связи со смертью мастера Александр Иванов, автор знаменитого «Явления Христа народу».
Кипренский активно участвовал в выставках, его портреты становились событиями художественной жизни. Собранные в 1994 году свидетельства и документы о Кипренском составили том объёмом более 700 страниц. В ХХ веке слава художника засияла с новой силой. Шесть персональных крупных выставок расширили представление о его творческом наследии. Сегодня произведениями Кипренского признаны 63 станковых портрета и около 600 графических работ.
«Любимец моды легкокрылой», по выражению А. С. Пушкина, высоко ценил свой труд. Знаменитый портрет 1827 года обошёлся поэту в 1000 рублей. В том же году Василий Тропинин написал Пушкина за 350 рублей. В 1824 году граф Дмитрий Шереметев заплатил Кипренскому за ростовой портрет, хранящийся ныне в ГИМ, баснословную сумму — 13 тысяч рублей! Хотя сам «любимец моды» считал, что по парижским меркам картина стоила все 40 тысяч. Для сравнения: полковник в то время имел жалованье 1200 рублей в год. Так что заказывали у Кипренского станковые портреты лишь очень состоятельные и известные люди.
Благодаря такому кругу заказчиков, вниманию художников, интересу публики и кропотливой работе искусствоведов, практически все картины Кипренского атрибутированы. О последнем открытии я писал в «Дилетанте» в ноябре 2019 года: мне удалось определить, что на портрете в Донецком республиканском художественном музее изображён меценат Пётр Чебышёв. Остаются неизвестными или под знаком вопроса лишь пять персонажей картин, а также два предполагаемых ранних автопортрета художника.
Другое дело — его многочисленные рисунки. Среди них дружеские наброски и шаржи, обаятельные своей лёгкой, небрежной виртуозностью. Но большинство — заказные изображения, прекрасно проработанные во всех деталях. Хотя имена многих персонажей давно известны, некоторые до сих пор остаются загадкой. В своё время в Государственном Русском музее мне удалось определить портреты генерал-майора Павла Ланского и флигель-адъютанта Николая Верёвкина. И вот теперь ещё один военный из собрания Киевского музея русского искусства, с 2017 года — Киевской картинной галереи.
На листе с характерной авторской подписью — монограммой из букв ОК и датой 1812 — изображён генерал в парадном мундире. В тот славный год Кипренский до начала марта жил в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны, после приехал в Петербург. Столицу он застал в разгаре военных приготовлений. Гвардейская пехота выступила к границе, за ней покидала город кавалерия, вслед за войсками собирался и Александр I. Через четверть века Пушкин напишет о том времени:
Вы помните: текла за ратью рать,