Мраморные одежды Тронного зала
Большой Тронный зал – особый по значению среди всех парадных залов императорского дворца. Его высокому статусу соответствуют и отделка ценнейшим мрамором, и гордое имя святого Георгия Победоносца в его названии.
Большой Тронный зал — символ императорской власти. В отличие от Большой церкви, местоположение которой было определено с начала строительства резиденции, Тронный зал долго перемещался по территории дворца. Растрелли планировал разместить церковь и Тронный зал в противоположных углах огромного дворцового каре. Две парадные анфилады залов начинались от Посольской лестницы, определяя пути торжественных церемониальных шествий. Но смерть императрицы Елизаветы, отставка Растрелли, смена стилевых направлений помешали воплощению этого проекта. Грандиозный по размеру и столь же грандиозный по пышности барочной отделки, изобиловавшей золочёной скульптурой, Тронный зал не был создан.
Для приёмов, требовавших соответствующей обстановки, сначала наскоро отделали один из залов в северной части дворца, потом небольшой Аудиенц-зал был устроен рядом с личными покоями Екатерины II, а расположенная на пути от парадной лестницы к Большой церкви Светлая галерея перестроена архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном в Белый зал, где в необходимых случаях и устанавливали тронное место. Вскоре Фельтен разработал новый проект отделки этого зала цветными русскими мраморами. Но пока шла заготовка и обработка каменных деталей, возникли сомнения: выдержат ли конструкции дворца тяжесть «мраморных одежд». Работы остановились. Решение предложил Джакомо Кваренги — пристроить к дворцу новый корпус специально для тронного зала. Архитектор создал проект пристройки с соответствующим запасом прочности, а также новый вариант оформления Тронного зала с использованием уже заготовленных мраморов.
Воплощение в жизнь этого проекта заняло 10 лет, и лишь за год до окончания царствования императрицы Екатерины в главной царской резиденции появился Большой Тронный зал с недвижным троном: включённое в общее архитектурное решение оформление тронного места стало его неотъемлемой частью и смысловым центром.