Трудно сказать, насколько допустимо называть Ильина писателем

Дилетант18+

Иван Ильин

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ.

1.

Трудно сказать, насколько допустимо называть Ильина писателем. Но его собственно философские работы по гегелевской теории права мы тут не рассматриваем, компетенции нашей на это не хватает, хотя некоторые вещи не упомянуть нельзя — без них неясен генезис его мировоззрения. А книга о сопротивлении злу силою и эмигрантская публицистика — чистая литература, хоть и не художественная; понятие литературы, судя по решениям Нобелевского комитета, вообще значительно расширилось. Да и большая часть того, что принято называть русской религиозной философией и даже философским ренессансом, не имеет отношения к строгой науке: Розанов, например, или Флоренский — писатели par excellence, что никак их не унижает. Чтобы нас лишний раз не упрекали в русофобии, заметим, что и значительная часть французской философии ХХ века — газетная колумнистика в чистом виде, и Сьюзан Зонтаг — скорее романист и публицист, нежели мыслитель в классическом смысле, да и Ницше прежде всего поэт. Вообще границы жанров и специализаций со временем размываются, и репутации пересматриваются.

2.

Фото Ивана Ильина с автографом на обороте: «1909 г., весна. Москва. 26-ти лет. И. А. Ильин»

Самая знаменитая и дискутируемая книга Ильина — «О сопротивлении злу силою» (1924). Из неё вытекают все его дальнейшие эволюции, хотя в случае Ильина говорить об эволюции сложно — он менялся мало, система его взглядов сложилась в результате откровения (как сам он это понимал) и практически сразу. В терминологии Цветаевой он «поэт без истории». Сама по себе мысль о том, что злу надо сопротивляться, в противном случае вы его поощряете, — неоспорима, да и Толстой отвергал лишь идею насильственного сопротивления как умножающего зло; с этим можно спорить, но Ильин писал свою книгу явно не ради ниспровержения толстовства, которое к 1924 году и в России, и за её пределами было явлением вполне маргинальным. Замах тут значительно больше — Ильин полемизирует с самой гуманистической идеей, с верой в устремление человека к добру (это у него рассматривается как сентиментальные бредни, розовые слюни, современно говоря). В этой книге интересное начинается с середины, поскольку со стартовой установкой — злу надо сопротивляться не только идейно и психологически, и брань следует вести не только в себе, — в 1924 году спорить было смешно. Первая мировая война и диктатура пролетариата явила такие примеры наглого зла, которые и Толстого, доживи он, многое заставили бы пересмотреть; знаменитое «Расстрелять» Алёши Карамазова вполне могло сорваться и с его уст. Проблема в том, что ситуацию торжествующего зла Ильин использует для продвижения идей того самого зла, как это ни парадоксально; всемирный кризис (или даже, по Блоку, «крушение») гуманизма использует как легитимацию каннибализма, а это уже не просто сомнительно в смысле нравственном, но нечестно в смысле интеллектуальном.

Из вдумчивого анализа русской патриотической публицистики (будем называть так всех авторов, для которых родина выше истины) понятно, что банальности и общие места не так уж безобидны — ими обычно пытаются прикрыть (или, по крайней мере, растворяют в них) откровенно нацистские призывы или кровавые замыслы. Пафос — особенно если с этим пафосом произносятся общие места — всегда подозрителен, а трюизмы небезобидны. В этом смысле Ильин — пример особенно наглядный. Между тем некоторые опасные проговорки среди банальностей заметны уже с первых страниц: «В страданиях мудреет человечество» — ой ли? На каком эмпирическом материале делается такой вывод о пользе страдания? Признаёт же сам Ильин десять страниц спустя: «телесное страдание может повести одного человека к беспредметной злобе и животному огрубению, а другого — к очищающей любви и духовной прозорливости» (сомнителен и этот тезис, но опять-таки спасибо на том). Ниже он ещё откровеннее: «Именно в страданиях, особенно посылаемых человеку в мудрой мере, душа углубляется, крепнет и прозревает; и именно в удовольствиях, особенно при несоблюдении в них мудрой меры, душа предаётся злым страстям и слепнет». Положим, будь тут сказано «мои страдания» и «моя душа», это было бы ещё приемлемо как фиксация личного экзотического опыта; но возводить это в правило, кажется, не только бесчеловечно, но и совсем не философично.

«Проповедовался наивно-идиллический взгляд на человеческое существо, а чёрные бездны истории и души обходились и замалчивались» — поистине похвальная откровенность! Следовательно, Ильин исходит из этих самых «чёрных бездн», полагая их нормальным состоянием «истории и души». И здесь-то скрывается главный постулат этой книги, которая процентов на девяносто состоит из вещей самоочевидных.

Никто в здравом уме не станет спорить с тем, что «несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым». Мы это видим на каждом шагу. Пожалуй, можно согласиться и с тезисом «Зло есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата» — в конце концов человечеству пришлось это признать, только 24 года спустя, когда Нойман в своей «Глубинной психологии и новой этике» (вызвав, правда, такую же страстную полемику) провозгласил: «Старая этика иудейско-христианской эпохи доказала свою неспособность одолеть деструктивные силы, заключённые в человеке». Разница в подходе тут только одна: Нойман писал свою книгу, чтобы оправдать человека и провозгласить его победу, — Ильин же констатирует поражение человека, его изначальную слабость и потребность сильной власти для компенсации этой слабости. Нойман пишет, чтобы доказать силу человеческой природы и её интуитивную устремлённость ко благу, — Ильин исходит из того, что человека надо всемерно ограничивать, иначе он натворит непоправимых дел. Все вообще оправдатели и обоснователи диктатур (а они большие любители философии, вот почему Воланд назван старым софистом) исходят из заниженного, предельно неуважительного представления о человеческой природе, а потому постулируют необходимость бесчисленных ограничителей; путь от философии права к главной книге Ильина весьма логичен. Отсюда вера в «стойкие пресечения, поддерживающие духовные и моральные грани личного и общественного бытия». Мораль, основанная на запрете, духовность, в основе которой лежат стойкие пресечения, — кратчайший путь к поражению, фактически его признание априори.

При этом Ильин вовсе не отрицает «первоначальное зерно духовности, потенциально имеющееся у каждого человека», — как говорится, и на том спасибо; но оно может вовсе не проявляться. Условия этой непроявленности — «беспринципность и бесхарактерность», то есть отсутствие воли; воля у Ильина — одно из ключевых понятий, он и свой журнал «Русский колокол» называл журналом «волевой идеи» (характерная двусмысленность, ибо волевая идея может быть как идеей воли, так и идеологическим руководством к действию, идейным императивом). Безволие, по Ильину, есть именно допущение зла в свою душевную жизнь; между тем «Триумф воли» наломал в ХХ веке куда больше дров, чем безволие. Беспринципность и бесхарактерность — чаще всего неготовность подчинять и подчиняться, именно в этом смысле Тоня говорила своему Юре Живаго в прощальном письме о «начисто отсутствующей воле». О «чём-то слабохарактерном и безвольном, вроде Гамлета» говорится и в постановлении ЦК о второй серии «Ивана Грозного». Именно на эту формулировку возражает Пастернак в своих тайно-еретических «Замечаниях к переводам из Шекспира»: «По давнишнему убеждению критики, “Гамлет” — трагедия воли. Это правильное определение. Однако в каком смысле понимать его? Безволие было неизвестно в шекспировское время. Этим не интересовались. В совокупности черт, которыми Гамлета наделил автор, нет места дряблости, они её исключают. С момента появления призрака Гамлет отказывается от себя, чтобы “творить волю пославшего его”. “Гамлет” не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения. Волею случая Гамлет избирается в судьи своего времени и в слуги более отдалённого. “Гамлет” — драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения».

В безволии, в недостатке характера Солженицын будет впоследствии обвинять «образованцев» и «наших плюралистов». Но недостаток воли — это чаще всего слишком отчётливое понимание последствий любого действия, догадка о множественности истин и отсутствии универсальной, единой для всех рецептуры. Для Ильина безволие есть тягчайший грех, а воля — важнейшее достоинство государственного человека и религиозного мыслителя. Это исключает любую полемику, поскольку само допущение чужой правоты в системе ценностей Ильина бесхарактерно, а то и преступно.

Говоря о природе добра и зла, Ильин на редкость откровенен: «Внешний обряд доброты не делает человека добрым: он остаётся нравственно мёртвым фарисеем, повапленным гробом. До тех пор пока самая глубина его личной страсти не вострепещет последними корнями своими от луча Божией очевидности и не ответит на этот луч целостным приятием в любви, радости и смертном решении — никакая внешняя корректность, выдержанность и полезность не дадут ему победы над злом». Это на редкость последовательное описание фанатизма as it is: «личная страсть», «Божия очевидность», «смертное решение» — всё это, конечно, очень мало пересекается с «внешним обрядом доброты». Ильина интересует только добро воинствующее, сопряжённое со страстью и жертвенностью, — хотя зло тоже чрезвычайно охотно пользуется всем этим антуражем. Любой разговор о «Божией очевидности» порочен уже потому, что очевидность легко оказывается бесовским наваждением: идеология зла внутренне так же непротиворечива, как идеология добра, и различается лишь исходной посылкой. Сторонников спецоперации нельзя переубедить логическими аргументами именно потому, что они одержимы очевидностью — вот так видят их очи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Птолемеево царство Птолемеево царство

Птолемей не верил в империю своего отца, он хотел построить свое великое царство

Дилетант
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Свежее дыхание Свежее дыхание

Как избавиться от въевшегося запаха сигарет в квартире

Лиза
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Невидимая опасность Невидимая опасность

Что делать, чтобы не подхватить грибок?

Лиза
Как в том меме Как в том меме

Почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом

Grazia
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Тревожные звоночки Тревожные звоночки

Где заканчивается здоровое беспокойство за своих детей и начинается гиперопека?

Grazia
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года

Традиционное представление, что армию Наполеона погубил сыпной тиф, опровержено

ТехИнсайдер
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Настоящий папа Настоящий папа

Как установить и зарегистрировать отцовство: инструкция и сложные случаи

Лиза
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска

Марат Хуснуллин о том, какие времена сейчас переживают девелоперы жилья

Ведомости
Открыть в приложении