Экстремисты моральной революции
Любая революция, начинающаяся с провозглашения свободы и уничтожения старого порядка, согласно внутренней логике развития заканчивается террором.
Нам нужна моральная революция, потому что нас окружают «грязные души»: реакционеры, скрытые монархисты, люди мелкие, однодневные патриоты, составляющие заговоры в революционном правительстве — так говорили якобинцы, радикальные революционеры. — Моральная революция необходима, потому что процветает безнравственность. Реакционные газеты сеют обман, поэтому заставим их замолчать. Растёт коррупция, поэтому пора взяться за богачей. Францию со всех сторон опутали предатели, эти ядовитые насекомые, распространяющие бесстыдство, фальшь, подлость. Из-за них превращалась в прах мечта о государстве и обществе, которые разделяли бы единую систему ценностей. Нам необходимо Очищение, то есть обретение способности служить делу Революции, осознание собственных ошибок…
— Нам нужна моральная революция — ведь после возвращения Бурбонов воды революционного потопа отступили, — убеждали консерваторы, радикальные реакционеры. — Минула эпоха, когда во Франции господствовала крайняя безнравственность, когда цареубийцы диктовали свои права, когда добродетель унижалась, преданность преследовалась, собственность отчуждалась. Жестокий деспотизм, всевластие гильотины и революция заразили нашу страну. Франция, отмытая от нечистот якобинства, возвращённая к своим монархическим и католическим корням, станет символом примирения между королём и подданными. Моральная революция нужна нам для того, чтобы вернуть мечту о разделяющих единую систему ценностей государстве и обществе, о законах, позволяющих сохранить те самые верность и достоинство, которым так привержены подданные короля. Только бы избежать компромисса с якобинскими и бонапартистскими ублюдками, которые хотят конституционной монархии, не понимая, что «любая конституция есть цареубийство»!
Знакомая интонация, не правда ли? И хотя исторические декорации сменились, я узнаю её, испытывая всё большую грусть и удивление. Ведь подобные декламаторы должны были бы отдавать себе отчёт, к чему ведут такого рода рассуждения...
Корнелий Сулла, римский диктатор, начал своё правление с мести бывшим политическим противникам. Он приказал подготовить «проскрипционные списки», то есть списки лиц, поставленных вне закона; за их головы была назначена награда. «С душераздирающей неторопливостью, — пишут в “Истории Рима” Макс Кэри и Ховард Хейес Скаллард, — Сулла намеренно растягивал процесс определения новых жертв, то и дело оглашая дополнительные проскрипционные списки. Воцарился террор. Эта модернизированная система массовых убийств действовала избирательно и с особым возмездием обрушивалась на состоятельных противников Суллы».
Столетия спустя такие списки превратились в неотъемлемую часть истории. Списки ведьм, сжигаемых на кострах, и еретиков, переданных в руки инквизиции, списки иезуитов, приговорённых к изгнанию, списки масонов, списки евреев и христиан, подозреваемых в еврейском происхождении, списки коммунистов и заподозренных в симпатии к ним, списки роялистов и других врагов революции, списки агентов охранки…
За составлением списков подозреваемых с неизбежностью следовала смертная казнь. Фактически само по себе подозрение, будь то в революционной, диверсионной или агентурной деятельности, в греховном прошлом и настоящем, в измене, означало и обвинительный приговор, и соответственно экзекуцию.