Плохой зайка, негодная лужайка: почему нельзя стать хорошей матерью
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему невозможно стать хорошей матерью, даже отдав детям все свои силы и время.
Впервые о «Яндекс.няне» заговорили почти год назад: в марте 2019-го в паблике Ростова-на-Дону появилось фото девушки с коляской в брендированной одежде сервиса «Яндекс.еда». Очень быстро героиню нашли: ей оказалась 18-летняя Лада Королёва, мать девятимесячной дочки. Администраторы паблика предложили всем желающим написать Ладе и узнать, не нужна ли какая-то помощь, сразу оговорив: деньги присылать не надо — вероятно, от них девушка сразу отказалась.
В январе 2020-го появилось интервью с Ладой, где она рассказала, что произошло с ней за год. Вместе с мужем они переехали в Москву, девушка родила вторую дочку. Лада продолжает работать уже с двумя детьми: развозит заказы и убирает квартиры. С супругом она не живёт: в столице тот перестал работать, и девушка разъехалась с ним, потому что не хочет тянуть на себе ещё одного человека. Однако разводиться молодая мать не намерена: она ждет, что отец девочек осознает — играть на компьютере с двумя малышками нельзя, семью надо чем-то кормить.
Комментарии к интервью в ростовских пабликах были очень далеки от сочувствующих или даже нейтральных.
- «Презервативы не пробовала покупать?»
- «Первого ребенка хотели сознательно в 17 лет? Ну всё ясно».
- «Недостаток мозгов компенсируется обостренными инстинктами, особенно размножения».
- «Чуть подрастут, и можно на точки в переходах ставить».
- «Но пособие ей будут платить из налогов тех, кто включает мозги».
- «Сомневаюсь, что эта барышня с учетом всего происходящего уже «цирка» сможет воспитать достойных адекватных личностей».
Но почему такая реакция? Ведь Ладу можно назвать не просто идеальной, а сферической матерью в вакууме. В юности она хотела детей, родила рано — но осознанно и в законном браке, а не случайно забеременев после подростковых экспериментов. Поняв, что фриланса мужа (тот занимался переводами и мелким ремонтом, находя клиентов на «Авито») не хватает, отправилась работать. Денег не просит, квартир от государства не требует, аборты не делает, а честно и много трудится. Даже с мужем-лентяем не торопится разводиться, а даёт ему время понять: имея семью, нельзя валяться на диване и рубиться в игрушки.
Всё, что Лада делает, — выбор нелёгкий, но вроде бы всецело одобряемый обществом: например, Минюст собирается пересмотреть нижнюю планку брачного возраста, а один из депутатов Госдумы требует, чтобы женщин, не родивших до 23, отправляли служить в армию. Против абортов собирают миллионы подписей, в методических рекомендациях Минздрава по предабортному консультированию ясно звучит: уговаривайте мать рожать, пугайте её последствиями прерывания беременности, приложите все усилия, чтобы женщина не пошла на операцию. Поговорку «Дал бог зайку, даст и лужайку» в той или иной форме слышала почти каждая из нас: то кто-нибудь предложит «родить для себя», пока возраст позволяет, то родственники клятвенно пообещают «вместе вырастить».
Но как только появляется женщина, ведущая себя в соответствии с поговорками о зайках и лужайках, ее не спешат качать на руках и заваливать подарками. Даже когда она ничего не требует, а справляется своими силами, стоит общественности узнать о ней, как следует вспышка гнева: зачем рожала, если с трудом обеспечиваешь? Почему это наши налоги идут тебе на пособие? Не желаем платить малолетней дурочке, не для того в наших кошельках розы цвели — мы готовы спонсировать материнство только женщин зрелых и состоявшихся.