Яд пропаганды, террор и атмосфера страха
Как власти СССР внушали населению необходимость масштабных репрессий?
Выстроенная Иосифом Сталиным вертикаль власти позволяла полностью контролировать существовавшие каналы распространения информации. Разумеется, все они служили важным инструментом государственной пропаганды. Поэтому Сталин не испытывал никаких проблем, стремясь внушить гражданам своё видение исторических процессов. Он уверял, что по мере успехов социалистического строительства «классовая борьба обостряется», а империалистические хищники мечтают погубить «первое в мире государство рабочих и крестьян». Поэтому, мол, нет ничего удивительного в том, что в стране тайно действуют десятки тысяч шпионов и врагов народа.
Редакторы газет, не колеблясь, следовали генеральной линии партии. Обычно вектор текущей повестки задавал лично Сталин. Если в очередном выступлении он вёл речь о заговоре в армии, то уже на следующий день все передовицы пестрели заголовками с требованием очистить РККА от изменников. Авторов материалов, разумеется, не смущало, что новоявленный предатель ещё вчера приводился как пример истинного ленинца и славного героя борьбы с белогвардейской сволочью.
Разумеется, не все читатели с лёгкостью верили в масштабы предательства и вредительства. Но любая попытка предать огласке свои сомнения (даже в кругу близких) была чревата арестом. А всё потому, что власти всячески стимулировали доносительство. Причём многие люди не считали зазорным «настучать» на друга или родственника за антисоветский анекдот. Ведь это могла быть элементарная проверка на лояльность.