Девушка с плаката: как пропаганда использовала женcкие образы во время войн в XX веке
Вплоть до 1940-х женщина в европейской культуре ассоциировалась с уходом за детьми и ведением домашнего хозяйства. Однако во время Второй мировой войны женская социальная роль расширилась до выполнения стереотипно мужских задач — большую роль в этом процессе сыграла военная пропаганда. Forbes Woman изучил, как именно женские образы использовались для воздействия на фронт и тыл и почему впоследствии это принесло «вторичную выгоду» для фем-дискурса.
Вставай в ряды боевых подруг
В России обращаться к женщине с пропагандистскими заявлениями начали с приходом большевиков к власти. На первом съезде работниц и крестьянок в ноябре 1918 года участница российского революционного движения Инесса Арманд заявляла: «Женщина должна пойти на фронт, она там необходима в качестве сестры милосердия, агитатора, красноармейца. Старый предрассудок, что вооруженной борьбой может заниматься только мужчина, революцией ликвидирован». Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) организовывал для женщин военное обучение, а при отделе пропаганды и агитации был создан сектор по работе с женщинами.
Во время Великой отечественной войны в СССР женщину изображали и в образе боевого товарища, и в статусе гражданки-труженицы, способной работать во благо государства. Плакаты и лозунги того времени: «Вставай в ряды фронтовых подруг. Дружинница — солдату помощник и друг!», «Все для Победы! Фронту от женщин СССР» (на нем изображена женщина со снарядом, изготовленным ею). Ведущим образом советских женщин-героинь стала летчица: профессия романтизировалась и в довоенные, и в военные годы. Женщин-летчиц часто изображали на обложках журналов.
We can do it
Похожие тенденции заметны и в других странах. Так в американской пропаганде возник знаменитый образ клепальщицы Рози — девушки с клепальным молотком в руках, значками отличного работника и донора на груди, а также «Майн Кампф» (книга внесена в Федеральный список экстремистских материалов в России) под ногами. В 1943 году была выпущена песня «Rosie the Riveter» Редда Эванса и Джона Джейкоба Леба. Эта песня была о патриотических качествах мифической женщины, защищавшей Америку, работая в тылу. Лозунг «Чем больше женщин на работе — тем скорее мы победим» обещал жительницам США, что их вклад поможет быстрее вернуть мужчин домой. Популярным в США стал плакат художника Говарда Миллера «We can do it!» («Мы можем это сделать»), который должен был призвать женщин войти в ряды трудящихся. Образ женщины-труженицы романтизировался, таких женщин показывали в идеализированном виде, с акцентом на то, что можно ударно работать и при этом сохранять стереотипную женственность.
Положительный образ женщины-труженицы труда формировался и на страницах немецкого журнала NS-Frauen-Warte. Он был создан национал-социалистической женской организацией (Nationalsozialistische Frauenschaft) в 1934 году и к 1939 году достиг 1,9 млн экземпляров, став самым крупным в этом сегменте рынка. Национал-социалисты считали, что журнал поможет им замотивировать женщин трудиться в тылу на добровольных началах. Хотя еще в начале XX века Германия жила по принципу трех «К»: Kinder, Küche, Kirche («дети, кухня, церковь») — устойчивое выражение, описывающее основные представления о социальной роли женщины в немецкой консервативной системе ценностей.