Дети и мультфильмы: 5 родительских заблуждений
«Топ самых опасных мультфильмов», «Осторожно: мультфильмы» — такие заголовки то и дело можно встретить в интернете. Вредны ли анимационные фильмы для маленьких детей? И какие из популярных мультиков смотреть не только не вредно, но и полезно? Разбираемся вместе с экспертами
Мультфильмы запрещали чуть ли не с самого момента их создания: в них находили расизм, ненормативную лексику, обнаженку, намеки на политические интриги. В 90-е все заговорили о «кричащей» цветовой лексике Disney и опасности визуальных решений «Покемонов», отдельные кадры из которых отправляли детей на больничные койки.
В наши дни вопрос «вредоносной» анимации зачастую уже решается на уровне власти — в этом году в Китае решили запретить «Свинку Пеппе», усмотрев в содержании британского мультсериала пропаганду трансгендеров. В 2000-е появились научные исследования, которые доказали негативные последствия злоупотребления телеэкраном: нарушения сна, снижение познавательных и творческих способностей…
Но проблема чаще в многочасовом сидении перед экраном, а не в мультфильмах как таковых. Сегодня студии анимации привлекают психологов в качестве консультантов, качественных фильмов на анимационном рынке достаточно. Так что дело не столько в мультфильмах, сколько в умелом с ними обращении.
Вместе с консультантом киностудии «Союзмультфильм», медиапсихологом Жанной Карловой, детским и семейным психологом Ольгой Гавриловой, молодой мамой и психологом Мариной Гусевой мы рассмотрели пять самых распространенных мифов, которые приводят современных родителей к ошибкам в организации детского мультпросмотра.
Миф №1: «Без мультфильмов ребенок заскучает»
В благом стремлении видеть своего ребенка счастливым современная гиперответственная мать пытается изгнать из его жизни все, что не доставляет любимому чаду удовольствия. С печальным или скучающим ребенком срочно нужно что-то делать — считают родители и… включают компьютер с бесконечным мультпотоком.
«Мы страшно боимся, что детям будет скучно. Предоставить его самому себе — для нас катастрофа, — говорит медиапсихолог Жанна Карлова. — Но ребенку необходимо учиться самостоятельно занимать себя. «Закармливание» его мультфильмами при любой перемене настроения — признак неуважения к маленькому человеку».
Поступая так, родители лишают его права самостоятельно выбрать занятие по душе. Может быть, те самые 10-20 минут наедине с самим собой, без бесконечного мельтешения на экране, позволят маленькому человеку совершить сразу несколько открытий.
«Безусловная ценность любимого всеми мультфильма «Простоквашино» в том, что там достоверно показан мальчик, который находится в контакте с мамой и папой, любит их, но ведет себя самостоятельно, — поясняет Жанна Карлова. — И родители уважают его, беспокоятся, но не прекращают жить своей жизнью и выглядят совершенно благополучными».
Рекомендуем:
- Ловить себя на желании быть для ребенка «массовиком-затейником 24 часа»;
- Позволять ему побыть наедине с собой и самому принять решение, чем хочется заняться. Может, он начнет рисовать или построит из диванных подушек замок — это будет его воля и фантазия;
- Побуждать проявлять самостоятельность. Просить приготовить борщ 4-летнего малыша, конечно же, не стоит, а расстелить кроватку на ночь или зашнуровать ботинки — вполне.
Миф №2: «Он требует только мультфильмов»
Его ничего больше не интересует, расстроенно разводят руками родители. На любые предложения, отвлекающие от виртуальной реальности, сын или дочь отвечает капризами и саботажем.
«Необходимо выяснить, почему он предпочитает выдуманную кем-то реальность собственной жизни? — говорит Жанна Карлова. — Понаблюдайте, что не так на прогулке, почему выход на улицу не вызывает никакой радости? Почему ребенку не нравятся любые другие занятия? Зачастую «замотанная» мама может бросить утомленным голосом в телефонном разговоре фразу «Еще и с ребенком гулять!»