«Важно оперативно адаптировать продуктовую линеику»
Как управляющие компании и их клиенты реагировали на кризисные явления на финансовых рынках, о новых продуктовых решениях и планах по развитию на будущий год в беседе с «Деньгами» рассказал руководитель отдела продаж УК «Первая» Андрей Макаров.
-Насколько отрасль была готова к новому кризису, который пришел спустя год после предыдущего?
— Мы проходили множество сложных периодов, только после финансового кризиса 2008 года было еще два кризисных периода — в 2014 и 2020 годах. По их итогам отрасль делала определенные выводы, но каждый новый кризис имел свои уникальные причины, к которым сложно заранее подготовиться. Так же было и сейчас, когда жесткие ограничения были наложены именно на инфраструктуру, которые вылились в то, что существенная часть активов в твердых валютах оказалась фактически замороженной.
— Можно говорить о том, что кризисные явления позади?
— Все еще сложно сказать, пройдена ли острая фаза или нет, так как мы по-прежнему находимся в состоянии повышенной неопределенности. Тем не менее стоит отметить, что, несмотря ни на что, отрасль не останавливалась и в любой ситуации искала выходы, какие-то точки роста, предлагала новые продукты. Поэтому есть все основания верить в то, что, как и предыдущие кризисы, и этот рано или поздно будет позади. При этом не стоит забывать, что любой кризис — это еще и время возможностей, которые нужно обязательно использовать. И тут важно использовать тот опыт, который нам дали предыдущие непростые времена. История российского рынка акций здесь весьма показательна. С одной стороны, в 2008 году индекс Мосбиржи растерял две трети своей капитализации, а с другой — в 2009-м вырос на 130%. Когда мы находимся в стрессовом состоянии, то видим только первую часть, потому что она уже случилась. А потом, спустя несколько лет, думаем о том, как здорово было бы купить тогда акции «Сбера», например, по 14 руб.
— Какие выводы сделали управляющие из сложившейся в этом году ситуации?
— В первую очередь к таковым я бы отнес дополнительную диверсификацию бизнеса, включающую переориентацию на новые рынки и совершенствование и расширение рублевой линейки. В дополнение к этому отрасль стала активнее вести работу по налаживанию связей с более широким кругом контрагентов.
— Какое влияние новая реальность оказала на поведение инвесторов?
— Мы видим то, что в отличие от предыдущих кризисных периодов — например, событий 2008 года — в этот раз не было столь же массовых оттоков. И инвестор стал существенно более осознанным, более подготовленным, хотя совсем без вывода клиентских средств не обошлось. Наиболее сильные выводы средств отмечались весной, после обвала, а затем месячного простоя российского фондового рынка, а также в сентябре, после новостей о частичной мобилизации. Но на фоне того же 2008 года они были на уровне погрешности, существенно лучше пессимистичных ожиданий. Отдельно нужно отметить, что даже в эти периоды находились клиенты, которые были готовы подхватить просевшие рублевые активы. Четырнадцать лет назад такого не было. Еще одно важное отличие — это скорость адаптации клиентов к меняющимся рыночным условиям. Если после кризиса 2008 года на восстановление интереса к ПИФам потребовалось несколько лет, то после сентябрьских событий уже через два месяца мы вышли на уровни притоков, которые наблюдались в августе—сентябре. Отчасти это может быть связано с разными подходами к инвестированию. Четырнадцать лет назад инвесторы вкладывали в основном в фонды акций, которые сначала быстро росли, а потом очень сильно обесценились. Сейчас портфели клиентов более сбалансированные и лучше соответствуют их риск-аппетиту. На рынке достаточно много консервативных инвесторов, которые покупают в основном фонды облигаций. Эти фонды лучше проходят кризисные периоды, так как меньше теряют в цене и быстрее восстанавливаются.