Планы нового времени
ВТБ принял стратегию развития до 2026 года
С 26 февраля по 1 марта текущего года банк ВТБ представлял свою новую трехлетнюю стратегию развития. Банк обнародовал свои планы по развитию розничного бизнеса, сегмента кредитования среднего и малого бизнеса и стратегию по технологической трансформации.
Представляя новую стратегию, президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин констатировал: «Банк смог успешно перестроить бизнес-модель на глобальном рынке. Хотя, справедливо признать, ВТБ сильнее прочих пострадал от антироссийских санкций».
По его словам, стратегия банка соответствует задачам, которые стоят перед страной. «Приоритет отдается проектам, направленным на импортозамещение, на достижение технологического и промышленного суверенитета страны. ВТБ готов сопровождать структурную перестройку российской экономики»,— пояснил глава ВТБ.
Семь основных целей новой стратегии ВТБ сформулировал первый зампред банка Дмитрий Пьянов:
— масштабирование розницы;
— активное усиление позиций в регионах;
— бесшовное обслуживание клиентов между бизнес-блоками;
— изменение структуры фондирования;
— усиление рыночных позиций в международных расчетах;
— достижение технологического суверенитета;
— передовые решения на основе искусственного интеллекта.
Санкционные ограничения — по мере их роста — наносили все более чувствительный ущерб интересам ВТБ. В конечном итоге в 2022–2023 годах стало очевидно, что нужен новый импульс, драйвер роста, оценивает ситуацию руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко. «И если вовне, на традиционных западных рынках, с этим теперь все непросто, освоение и развитие новых рынков — процесс рискованный, затратный и достаточно длительный, то следует искать этот импульс внутри экономики. Тем более что здесь есть очевидные примеры успешного развития и генерации потоков доходов у ближайших отраслевых конкурентов. Тот же „Сбер“, ориентированный на экосистемность и активное развитие розницы, в том числе и за счет этого, очень быстро адаптировался к новым санкциям. Потому в целом стратегическая ориентация на развитие розничного сегмента — это стремление присоединиться к уже проверенным и успешно реализуемым конкурентами стратегиям»,— заключает эксперт.
Стратегическая финансовая модель ВТБ
Расчет на восстановление кредитования
Ключевым вектором развития ВТБ станет усиление позиций в массовых сегментах, как при работе с физическими лицами, так и с юридическими лицами, переориентация на работу с розницей и средним и малым бизнесом. «Более сосредоточенная работа с массовым сегментом на фоне внешних ограничений видится логичной. К тому же такая расстановка приоритетов благоприятно скажется на рентабельности ВТБ, поскольку маржа в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) и в рознице выше, чем в сегменте крупного корпоративного бизнеса. По мере расширения сети присутствия группы ВТБ ее клиентская база будет увеличиваться естественным образом, однако для многомиллионного прироста клиентской базы придется больше тратить на маркетинг, инвестировать в развитие клиентских сервисов и автоматизацию»,— оценивает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин.