Налетай, подешевело
Почему цены на автомобили в России падают
Такого на российском авторынке не видели давно: наконец-то начали снижаться цены. Может ли превратиться такое долгожданное для потребителя событие, как падение розничной цены автомобилей, в устойчивый тренд, выяснили «Деньги».
Розничные цены на новые автомобили в России после многолетнего разгона наконец поехали вниз. По данным аналитического агентства «Автостат», в апреле текущего года средневзвешенная цена на новый автомобиль составила 3,14 млн руб., то есть на 100 тыс. руб., или на 3%, меньше, чем месяцем ранее (в марте средняя цена нового авто составляла 3,24 млн руб.). Пока снижение нельзя назвать ощутимым, но важен сам факт, что после многолетнего роста цены пошли вниз. Именно высокие цены в последнее время эксперты называли главной причиной торможения продаж. У игроков рынка появилась надежда, что с повышением доступности автомобилей спрос на них в России пойдет вверх.
Дорогой мой автомобиль
Ценовой вопрос в последнее время особенно болезненный для российского авторынка. По данным «Автостата», еще 10 лет назад, в 2014 году, средневзвешенная цена нового автомобиля составляла 1,001 млн руб. Далее она устойчиво росла: после перипетий ковидных ограничений к 2021 году средняя цена на новую машину взлетела вдвое, до 2,07 млн руб. Санкционные ограничения толкнули расценки до 3 млн руб. в текущем году, то есть втрое выше, чем в 2014 году.
Именно взлет цен стал одной из ключевых причин для снижения продаж на российском авторынке: с 2,5 млн в 2014 году до 626 тыс. в 2022 году. В прошлом году продажи начали отыгрывать потерянные позиции (1,06 млн по итогам 2023 года). В текущем году спрос еще сильнее нажал на педаль акселератора. Если в январе было продано 80 тыс. автомобилей, то в марте — 146 тыс., в апреле и мае продажи составили внушительные 130 тыс.
Весенний скачок продаж в первую очередь объясняется распространением выгодных ценовых предложений, полагают участники рынка.
Сезонный дисконт
«Дисконт в полмиллиона рублей!», «Отдадим по себестоимости!», «Шины и зимние опции в подарок!» — весной и летом этого года российские автосалоны стали пестрить подобными рекламными объявлениями, заманивая покупателя выгодными маркетинговыми акциями. Из рынка продавца авторынок наконец превратился в рынок покупателя. В соцсетях люди активно сообщают, что начиная с марта можно зайти в автосалон и, поторговавшись, сбить цену на автомобиль на 10–15%, чего не было уже несколько лет.
Причин аттракциона щедрости несколько. В начале года на авторынке случилось затоваривание. По оценке «Автостата», в январе на складах российских поставщиков скопилось лишних 200 тыс. автомобилей. «Снижению цен на новые легковые автомобили способствовали два фактора. Во-первых, образовалось большое количество новых автомобилей у дилеров, соответственно, дистрибуторы снижают цену автомобилей и добавляют дополнительные предложения при покупке. Во-вторых, высокая кредитная ставка заставляет дистрибуторов снижать цены, предлагая дополнительные скидки клиентам»,— комментирует Павел Попов, директор автосалона «АвтоСпецЦентр Каширка».
По его словам, наглядный пример — это снижение цены на популярную модель Geely Monjaro. «В мае дистрибутор привез большое количество автомобилей и улучшил предложение при покупке для клиентов увеличением скидок и изменением рекомендованной цены»,— рассказывает Павел Попов.
Ряд дилеров объясняют снижение цены сменой модельного ряда. «В начале второго квартала этого года к дилерам на склады начали поступать новые автомобили китайских марок 2024 года выпуска. От официальных импортеров были запущены специальные акции со скидками и поддержками на авто предыдущего года выпуска»,— констатирует Евгений Афонин, директор дивизиона «Автодом Санкт-Петербург».
По мнению аналитиков «Автостата», фундаментальной причиной затоваривания авторынка является усиление конкурентной борьбы. За последние месяцы на российский рынок решило выйти много новых китайских автомобильных брендов, которые стремятся занять в России свою нишу. «Однако вывод новых марок на рынок требует значимых маркетинговых усилий»,— замечает Сергей Целиков, генеральный директор аналитического агентства «Автостат». По его мнению, пока российскому потребителю сложно разобраться, чем многие новые китайские бренды отличаются друг от друга. Поэтому часть их продукции простаивает на складах и на нее дают хорошие скидки.
«Обновление модельного ряда и желание быстрее распродать остатки автомобилей 2023 года выпуска стимулируют дилеров и производителей авто предлагать россиянам специальные условия на покупку своих моделей»,— продолжает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. По его словам, в мае 2024 года сразу шесть автоконцернов скорректировали прайсы на свои автомобили: паркетники i-Joy, i-Sky и i-Jet от Evolute стали дешевле на 5–12%, пикап DF6 и семиместный кроссовер 580 марки Dongfeng, FAW Bestune T55 — примерно на 6%, кроссовер X6 Pro и паркетник X3 Pro от Livan — в среднем на 4%. Хотя ряд моделей, по его словам, в мае стали дороже: Lada Granta и Niva — на 3–7%, Sollers Atlant и Sollers Argo — на 1,3–1,9%, Chery Tiggo 7 Pro Max — на 2,5%, Jaecoo J7 — на 3,3%.