Не надо торопиться выпускать продукт на основе новой интересной технологии

РБКБизнес

Далеко гляжу: как отличить перспективную идею от «пузыря»

Хорошая технология не только помогает потребителям в решении острой проблемы — от нее требуется быть виральной. Но даже найдя интересную технологию, не надо торопиться выпускать на ее основе продукт, уверены эксперты Премии РБК

Мария Шакирова, Илья Носырев

0:00 /
1016.646
755420318508096.jpeg
Фото: James MacDonald / Bloomberg

Ажиотаж, который возникает вокруг той или иной технологии, далеко не всегда говорит о том, что в нее действительно стоит вкладывать. О том, в каких областях и с помощью каких инструментов можно найти перспективную идею, рассказали российские венчурные инвесторы и члены экспертного совета номинации «Инвестор года» Премии РБК 2018.

ИТ от сохи

«В последние несколько лет были очень активны российские блокчейн-проекты. Но пока эта сфера — скорее пузырь: успешных примеров примерно столько же, сколько и тех, кто на этом обанкротился. Тем не менее это пример инновационной сферы, в которой русские играют важную роль. Так бывает не везде. Например, сейчас в сфере фармакологии и микробиологии возникает целая новая и интересная территория проектов, в которых применяется искусственный интеллект. Но там, к сожалению, нет русских, которые бы играли заметную роль — ни как ученые, ни как инвесторы.

Зато в России может стать перспективной инвестиционной нишей агротех. Цифровое сельское хозяйство — это своего рода «новая нефть». Настоящие нефть и газ рано или поздно закончатся, а людей в мире становится все больше. Если России удастся повысить продуктивность в агропромышленном секторе с помощью новых технологий, страна может стать крупнейшим в мире производителем еды. Здесь таятся огромные возможности. И в этой сфере есть свои визионеры — люди, которые это понимают. Например, компания «Белая дача», которая внедряет многие инновационные решения. На мой взгляд, в мире уже сформировалось понимание, что агротехнологии — это золотая жила. Наконец, есть и другая перспективная сфера — альтернативные виды энергии, о которых сейчас мало кто задумывается в России.

Быть визионером в России нелегко. Провидческие идеи, конечно, тут появляются, но воплотить их в жизнь здесь тяжело. Человеку уровня Илона Маска сложно реализоваться в России — поэтому многие русские предприниматели сейчас перебрались в Сан-Франциско и Лондон. Но они очень важны для страны, потому что без них экономика не будет двигаться вперед. Нам нужны сумасшедшие идеи — идеи, про которые люди скажут: это невозможно! Двадцать лет назад так говорили про электрические автомобили, которых сейчас в Европе уже немало. В контексте российского общества и экономики особенно важна поддержка таких людей.

Если говорить про медиа, то в этой области сейчас в России ​инноваторов нет. Даже «Яндекс» — компания, которая ассоциируется с инновациями — не вкладывается в медиа, поскольку тут очень трудно развивать проекты: она скорее смотрит в сторону Amazon. И очень жаль, потому что медиа — это не только интересный, но и очень важный для общества бизнес».

755420330662153.jpeg
Дерк Сауэр, серийный предприниматель в медиасфере. Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Первому игроку расслабиться

«Подавляющее большинство инвесторов способны раньше, чем остальное общество, предсказывать тренды. В этом смысле мы на переднем крае прогресса, как бы пафосно это ни звучало. Но и на старуху бывает проруха: иногда мы тоже упускаем какие-то важные признаки и видим тренд уже постфактум. Возьмем, например, доставку еды. Стартапы, которые работали в этой области, были еще в 1990-е годы, и в двухтысячных их было немало. И вдруг на рынке что-то произошло — и такие проекты по-настоящему выстрелили. Все вдруг неожиданно поняли, что доставка еды — это тренд, даже больше — революция: индустрия питания изменилась раз и навсегда.

То же самое произошло с такси-услугами. Если вы почитаете историю Uber и аналогичных сервисов, то узнаете, что и до них была куча проектов, где можно было нажать кнопку на мобильном телефоне и вызвать такси. Основатель одной российской таксомоторной компании мне рассказывал, что они делали это еще на старых Nokia: писали приложение под операционную систему Symbian, которое умело передавать информацию о поездке водителям и отслеживать их передвижение.

Есть такой термин: first-mover advantage — преимущество первого игрока. Практика показывает, что рынок не всегда захватывают те, кто первым предложил какую-то технологию и идею. Часто бывает, что первые не выигрывают гонку, а только тестируют рынок, готовят почву. Идея сначала существует как один из множества возможных вариантов, потом в какой-то момент становится прорывной. Этот момент общество замечает позже, а некоторые инвесторы — раньше. Но большинство инвесторов — все же постфактум.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении