Что посмотреть и попробовать в Дагестане. Гид «РБК Стиль»
Аулы-призраки, горные реки, живописные водохранилища и пейзажи, не уступающие по красоте альпийским или балийским, — все это есть в Дагестане, который претендует на звание главного туристического направления сезона
Аэропорту Махачкалы Уйташу больше подходит звание аэровокзала. Скромное здание 60-х годов вмещает несколько стоек регистрации, пару сувенирных магазинов, зал ожидания и кассы. К старому зданию Уйташа примыкает новое — из металла и стекла. Международный терминал, откуда можно улететь в ОАЭ, Турцию и Казахстан (в дальнейшем планируется открытие рейсов в Израиль, Узбекистан и Китай), открылся в середине августа. О недавнем завершении строительства по-прежнему напоминает специфический запах. Аэропорт, цель которого — значительно разгрузить пассажиропоток, пока только готовится к полноценной работе.
Многое в туристической сфере находится на этапе подготовки, и это сразу считывается. Например, когда прибываешь на форелевое хозяйство «Янтарное» в Кизилюрте на реке Сулак. На его территории работает приличный ресторан с расторопными официантами (там же форель и подают), а также открыт для посещения благоустроенный парк с беседками и причудливыми скульптурами — разноцветными, словно их лепили с рисунков из детской раскраски.
Однако стоит отойти немного дальше от благоустроенной части «Янтарного», как попадаешь в «зоопарк» — тоже часть хозяйства. На засыпанном галькой, замусоренном берегу реки бродит Его Величество Верблюд — живой, в компании двух пони. Кажется, они даже сдружились против этого заброшенного мирка прямо за бассейнами с форелью — корабль пустыни величественно загораживает собой лошадок при приближении настырных туристов. К слову, полюбоваться на верблюда, а также вспыльчивого страуса в соседнем вольере, можно за символические 50 руб. с человека.
Дюна Дагестана
Бархан Сарыкум на пути к самому глубокому каньону Европы (то есть Сулакскому, который глубже Большого каньона в США) — легенда Дагестана. Это огромная гора пустынного песка, образовавшаяся посреди глинистой степи в результате... здесь мнения расходятся. Одна из легенд гласит, что Тамерлан заставил своих воинов нести сюда песок в шлемах. Другая, научная версия, что бархан намыло водой более 4 тыс. лет назад. Сейчас дюна высотой до 262 м простирается на 3 км и выглядит экзотично на фоне степи, покрытой кустарником. Издали и вовсе кажется, будто какой-нибудь девелопер разрабатывал территорию и оставил кучу песка.
Только подъехав поближе, осознаешь масштаб: перед тобой памятник природы с уникальной флорой и фауной. Но подобраться к нему можно не каждый день — в ветреную и влажную погоду мелкий песок бархана забивается во все складки одежды и липнет к коже. Лучше всего для экскурсии на Сарыкум выбирать сухой ясный день и ехать на автомобиле со сговорчивым водителем, который подвезет на правильную площадку: в таком случае можно побродить по песку (обязательно в надежно прикрытых обувью ногах на случай знакомства с ядовитой гюрзой) и пофотографировать ящерицу-круглоголовку.
Дубки на каньоне
Через серпантины — довольно узкие и экзотически опасные — лежит дорога к поселку с необычным для Дагестана названием Дубки, в 5 км от Чиркейской ГЭС. Если вы прибыли в дождливые дни, знайте, что основную дорогу к смотровой площадке (она протискивается между каменными заборами палисадов) размыло. Пробираться придется на свой страх и риск. Впрочем, судя по опыту, препятствия преодолевают не только местные лихачи, но и заезжие.
Поселок Дубки возник как постоянное место жительства строителей Чиркейской ГЭС и знаменит памятником Владимиру Ленину в шапке — это едва ли не единственная скульптура вождя в головном уборе. Приезжие первым делом идут к нему фотографироваться. Местные жители, которые видели установку монумента, рассказывают, что Ленин нанизан на металлические пруты, углубленные в землю «на два этажа». Из-за сейсмической активности в регионе вождя народов постарались укрепить как можно надежнее. Благополучие поселка укрепить, однако, не удалось.
Сейчас в Дубках по улицам бродят предоставленные сами себе коровы; на стенах пятиэтажек висят агитационные плакаты против коррупции и праздничные — к 100-летию образования Дагестанской ССР, а на турниках детских площадок — ковры. С футбольного стадиона, заросшего бурьяном, как и прежде открывается потрясающий вид на реликтовую дубовую рощу и Сулакский каньон. Поселок в запустении, и пока едва проглядываемая туристическая тропа к нему не приносит каких-либо крупных доходов.