Чистая энергия: как исландцы научились выращивать землянику круглый год
Хорошо жить там, где круглый год земляника и теплое купание. Например, в Исландии. Эта северная страна процветает и плодоносит за счет ледников и вулканов…
Термометр показывает плюс 10. Исландское лето не балует теплом. Мой хостел, стоящий на берегу Хрута-фьорда, на северо-западе Исландии, будто затерялся на краю света. В радиусе нескольких десятков километров ни одного домика. На противоположной стороне залива блестят белоснежные вершины. До Рейкьявика, ближайшего крупного города, отсюда 170 км по автомобильной дороге. До «северной столицы» Акюрейри — чуть больше 200 км.
— Будьте осторожны, открывая горячую воду. Можете обжечься, — предупреждает девушка на ресепшен. — Вода в исландские дома поступает из-под земли. Она специфически пахнет и всегда горячая.
Такой же водой заполнен крошечный открытый бассейн у хостела. В нем сидят три человека, их головы периодически скрываются за пеленой плотного пара. Купальщики «варятся» уже больше часа, любуясь холодными пейзажами.
Приятное с полезным
— Открытые бассейны с термальной водой, sundlaugs, есть в каждом городе и практически в каждой деревушке. Исландцы обожают купаться в теплых источниках, — рассказывает Рауан Меирбекова, специалист по геотермальной энергии. Она из Казахстана, но живет в Исландии уже почти 10 лет.
По всему острову оборудовано более 160 термальных бассейнов. После работы, школы или похода, зимой и летом исландцы, как молодые, так и старые, восстанавливают силы в sundlaugs. Здесь встречаются с соседями, сюда обязательно зовут гостей. Как исландцы сами шутят, плавают они полчаса, а два часа сплетничают — теплая атмосфера располагает к откровенным разговорам. В бассейнах местные жители обсуждают последние новости, как это делают ирландцы в пабах, а французы в кафе.
— Когда я работала в Университете Рейкьявика, мои коллеги частенько бегали в обеденное время поплавать, — продолжает Рауан. — Вообще-то, у нас так просто не искупаешься в океане. Он даже летом холодный. Но университет находится рядом с геопляжем Нёйтоульсвик. Это уникальное место.
На вид обычный пляж с желтым песком. Народу много, хоть и холодно. Кто-то сидит на коврике в свитере, кто-то обсыхает, укутавшись в полотенце, но большинство отдыхающих плещется в лагуне: холодная океаническая вода смешивается в ней с горячей термальной, за счет чего температура поднимается до 20 градусов. Это в два раза выше средней летней температуры воздуха. В будний день, когда людей на пляже меньше, здесь можно оттачивать свои навыки плавания.
— У меня два сына: один пошел в школу, а второй еще в садике. Оба ходят в секцию плавания, — продолжает Рауан. — В Исландии все должны быть пловцами. С малых лет.
Еще совсем недавно исландцы, нация рыбаков, не умели плавать. Учиться этому было негде. Разве что в канаве возле Рейкьявика, куда стекала термальная вода. Там же местные женщины стирали белье. Рыбаки часто выходили в море, не умея самостоятельно держаться на воде. Многие тонули. Так продолжалось столетиями, пока в стране не появились купальни с теплой водой. В 1930 году в Рейкьявике заработало центральное отопление — от одного из горячих источников столицы провели трубу к 60 домам. После этого по всей стране начали сооружать бассейны с термальной водой. А в 1943 году плавание вошло в обязательную школьную программу.
Горячие точки
Центр Рейкьявика пестрит разноцветными деревянными домиками. Все они, как и современные офисные здания, обогреваются термальной водой. Кипяток течет в трубах под футбольными полями, чтобы исландцы могли тренироваться круглый год. Парковочные места в центре города тоже с подогревом. Я поднимаюсь по дороге, на которой никогда не бывает снега — он тает благодаря проложенной под асфальтом противообледенительной геотермальной системе. Поэтому зимой на тротуарах не скользко, а машины легко преодолевают любые подъемы и спуски на дорогах.