Авантюрный роман: Исключительные личности
Порядок и стабильность ценились всегда, и во все века общество старалось оградить передачу верховной власти от «неформата». Но иногда высший пост все же доставался неожиданным претендентам
Хатшепсут, царица Египта, XV век до н. э.
Вопреки полу
«Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы» — такова надпись от имени женщины-фараона Хатшепсут на одном из обелисков, воздвигнутых в годы ее царствования. В Древнем Египте верховная власть передавалась наследникам мужского пола. Однако известно несколько женщин, которым удалось официально править в статусе фараона, а не регентши при царе-ребенке, и Хатшепсут из них самая знаменитая.
Дочь воинственного фараона Тутмоса I, она по обычаю египетского правящего дома стала женой сводного брата, Тутмоса II. После его смерти Хатшепсут управляла Египтом при малолетнем пасынке Тутмосе III и через несколько лет официально провозгласила себя фараоном со всеми титулами и почестями, положенными царю, считавшемуся божеством. Так в Египте стало два фараона. Ее начали изображать как царя: с мужским торсом и накладной бородой, в особом головном уборе. По мнению исследователей, в двадцатилетнее царствование Хатшепсут страна процветала. Через некоторое время после смерти правительницы памятники ей были разрушены и ее имя исключено из перечней фараонов. Причины этого точно не известны, но, возможно, преемники не хотели, чтобы удачный прецедент пребывания женщины у власти запомнился.
Клавдий, римский император, 41–54
Вопреки отсутствию лидерских качеств
«Глупее моего Клавдия», — говорила мать будущего императора, когда ее раздражала чья-нибудь тупость. Робкого, тщедушного тугодума Тиберия Клавдия Нерона Германика родные считали неспособным к делам, чуть ли не слабоумным. Из-за этого в молодые годы он устранился от политики, предаваясь пьянству и сочинению трактатов в загородных владениях.
Его племянник Калигула, став императором, приблизил Клавдия ко двору, но при этом постоянно унижал дядю. Когда Калигулу убили заговорщики, как писал древнеримский автор Светоний, Клавдий в страхе укрылся в одной из комнат дворца за занавесью. «Какой-то солдат, пробегавший мимо, увидел его ноги, захотел проверить, кто там прячется, узнал его, вытащил, и когда тот в страхе припал к его ногам, приветствовал его императором и отвел к своим товарищам». На следующий день Клавдий принял присягу от преторианской гвардии. Правителем он оказался деятельным, реформировал законодательство, создал разветвленный бюрократический аппарат. При этом императоре были присоединены несколько новых провинций.
Энрико Дандоло, венецианский дож, 1192–1205
Вопреки увечью
В средневековом мире считалось, что человек с явным увечьем не может быть главой государства. Одного из самых знаменитых правителей в истории Венецианской республики Энрико Дандоло выбрали дожем в возрасте 84 лет, хотя он был слеп.