Цифровые двойники: как Clubhose и другие соцсети влияют на наше «я»
Как виртуальное общение и новые форматы взаимодействия влияют на наше восприятие себя и как защититься от давления цифровых форматов? Разбираемся с нейропсихологом
Только-только мы научились писать длинные тексты в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), обрабатывать фото в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), остроумно шутить в Twitter и даже танцевать в TikTok, как внезапно появился новый вызов. В социальной сети ClubHouse мы должны разговаривать и слушать, не видя окружающих и не показывая собственное лицо. Еще недавно все ненавидели голосовые сообщения, а сейчас приглашения в ClubHouse передаются из рук в руки, как ценность. Какое влияние это оказывает на нас и что с этим делать?
Впервые в истории человечества самоидентификация личности строится не только на реальных связях человека с его семьей и окружением, но и на виртуальных связях, формируемых внутри социальных сетей.
Мы выбираем для себя социальные группы, состоящие из людей, которых мы никогда лично не видели и вряд ли когда-нибудь увидим, формируем для них нашу идентичность, нашего цифрового двойника. Он похож на нас лишь частично, а иногда и вообще может не иметь с нами ничего общего.
Наша самоидентификация, то есть то, как мы сами себя видим и показываем во вне, включает в себя все знания, которые мы получаем о себе по мере нашего развития. Это все стороны нашей личности, наши способности, интеллектуальные и физические качества, интересы и отношения. Большая часть этой информации приходит к человеку от окружающих его людей и напрямую зависит от них. Что же происходит, когда мы демонстрируем себя тем, кого мы ни разу не видели? Как влияет наличие цифрового двойника, а чаще всего и не одного, на реальную личность?