Вырезали по ошибке прямую кишку: как делали нелегальные аборты в СССР
Попытки ограничить право женщин на аборт в России предпринимаются постоянно. Чиновники пока препятствуют инициативам пролайферов, и каждый раз приводят один и тот же аргумент: запрет на официальное прерывание беременности приведет к росту криминальных абортов, которые опасны не только для здоровья, но и для жизни женщин. Сегодня мы хотим рассказать, как на деле выглядит эта опасность на примере нелегальных операций в СССР.
Андрей Ломачинский — военный врач и патологоанатом. Его книга «Криминальные аборты» — не для впечатлительных, ведь Ломачинскому пришлось сталкиваться с самыми печальными случаями, которые закончились смертью. Какими же были самые жуткие криминальные аборты в Союзе?
Зоотехник берется за дело
Тело 15-летней Марины на втором месяце беременности привезли из небольшого села под Ленинградом. Выглядело оно так, словно над ним потрудился маньяк: через задний проход была вырезана часть прямой кишки, а причиной смерти стала кровопотеря. Вокруг ануса обнаружили следы уколов, а пробы ткани показали запредельное количество новокаина. Складывалось впечатление, что пациентка пошла куда-то и попросила вырезать ей часть внутренностей, а когда ее желание удовлетворили, отправилась домой, потеряла сознание и истекла кровью.
«Маньяком» оказался зоотехник местной молочной фермы Вячеслав. Марина была дочкой его кума и нередко заходила к Вячеславу за самогоном для родителей. Отношения у девочки и зоотехника были дружеские, и как-то она рассказала ему, что беременна, но идти замуж за своего парня-недотепу не хочет. А потом разрыдалась: родители зашибут! С ребенком уже никто не возьмет! Только и остается, что в петлю лезть или в омут нырять.
Утешал Марину ее взрослый друг самогоном, не забывая и про себя. На третьей рюмке вспомнил, что есть у него атлас по оперативной гинекологии: нашел еще давно в электричке, видать, забыл кто-то. Был и набор хирургических инструментов, напоминающих те, что необходимы для аборта, — достался в наследство от ветеринара. Продолжая пить алкоголь, школьница и зоотехник сели рассматривать книгу. По всему получалось, что операция простая: бери и повторяй, что на картинках нарисовали.
Откладывать дело в долгий ящик не стали: прямо в доме на столе пьяный зоотехник расстелил клеенку, поверх положил проглаженную «для стерильности» простыню, а инструменты прокипятил в ведре с водой. Затем Вячеслав велел Марине лечь и расставить ноги, принялся изучать «топографию» и… заблудился. Перепутал влагалище с анусом, обколол его новокаином, а потом начал шуровать кюреткой, отрезая куски слизистой и стенки кишки. Когда ошметков плоти образовалось достаточно, объявил, что аборт сделан, и отправил Марину домой. До своей калитки она не дошла: свалилась по дороге и умерла.
Врач ошибся, но не стал вызывать скорую
Дело было в Североморске: жена подводника обнаружила, что беременна. Срок подходил для официального аборта — всего два месяца, однако в поликлинику женщина идти побоялась: вдруг мужу расскажут? Подсчитать, что ребенок не от него, труда не составило бы. И девушка связалась с умельцем, который обещал сделать всё тайно за 200 рублей. Пришел лекарь на дом, в чемоданчике принес гинекологический набор — щипцы, зеркало, кюретки, абортцанг.
Абортцанг — это специальные длинные щипцы с остро отточенными колечками на концах. Ими извлекается плод, но так как врач работает вслепую, то абортцангом по неосторожности или криворукости можно проткнуть стенку матки и выйти в брюшную полость. Именно это и произошло: щипцами знахарь случайно вытащил прямую кишку во влагалище. Нормальный врач, зная, что такое чревато сепсисом, набрал бы 03: срочно надо было принимать меры — проводить операцию, тщательно все промывать, переливать кровь, следить за состоянием женщины.