Чума на оба ваши дома
Многопользовательская игра с миллионами участников — больше чем просто развлечение. Это и модель общества, и пугающий прообраз будущей «Матрицы». Тем интереснее наблюдать, как этот мир выходит из-под контроля разработчиков и начинает жить своей жизнью
В 2005 году в ролевой игре World of Warcraft помимо воли ее создателей разразилась эпидемия, известная как чума «Порченой крови». К этому грандиозному незапланированному эксперименту до сих пор обращаются эпидемиологи, изучающие COVID‑19 и другие пандемии.
В 2007 году, задолго до пандемии COVID‑19, в научном журнале Epidemiology появилась статья «Моделирование инфекционных болезней с использованием ролевых онлайн-игр». Ее автор, Рен Балицер из Университета имени Бен-Гуриона, указывал, что многопользовательские игры позволяют намного лучше моделировать эпидемии, чем компьютерные симуляции, так как последние не учитывают человеческий фактор.
Действительно, в опасной ситуации одни люди ведут себя осторожно, другие, напротив, кичатся своей смелостью и лихо игнорируют предупреждения медиков. В компьютерной модели трудно предусмотреть такие нюансы характера, зато в игре миллионы простых пользователей демонстрируют их почти так же естественно, как и в жизни, о чем и писал Балицер.
Впрочем, эта мысль лежала на поверхности. Недаром еще за пару лет до выхода статьи представители американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) связались с компанией Blizzard по поводу крупного инцидента в одном из виртуальных миров, которым управляют ее гейм-дизайнеры.
Миp во вpeмя чумы
Многопользовательская онлайн-игра World of Warcraft (WoW) была запущена в конце 2004 года. Уже вскоре она стала самой массовой в мире: в первый же месяц число ее подписчиков достигло 240 тысяч, а на пике превышало 12 миллионов человек. 13 сентября 2005-го, когда количество игроков составляло почти 2,5 миллиона, разработчики дополнили мир WoW новой локацией, джунглями, в которых царствовал Хаккар Свежеватель Душ. Именно отсюда, как впоследствии со знаменитого рынка в китайском Ухане, по фэнтезийному миру стала расползаться смертельная зараза.
Хаккар мог использовать заклинание «Порченая кровь», которое действовало несколько секунд, отнимая постепенно очки здоровья у самого проклятого и у всех, кто случайно окажется с ним рядом. Злобная магия распространялась, словно реальная инфекция, и в первые же дни добралась до крупнейших городов фэнтезийного мира. Здесь одновременно могли находиться тысячи игроков, и как только действие заклятия завершалось, персонаж снова заражался им от соседей, быстро теряя здоровье.
Некоторым удавалось бежать из городов подальше в леса и повыше в горы, но большинство не успевали скрыться и погибали. «Улицы побелели от костей мертвецов, — описывал происходящее один из фанатов WoW. — Они горами лежали на дорогах и перекрестках». Разработчики пытались ограничить распространение магической заразы с помощью карантина, но это не остановило эпидемию. Один из базовых механизмов игры позволял персонажам свободно перемещаться между ключевыми локациями, а с ними разносилось и смертоносное заклинание. В считаные дни количество жертв достигло сотен тысяч, а по некоторым данным, перевалило за миллион.