Бывшие актер и менеджер Skillbox запустили российский аналог MasterClass. Смогут ли курсы российских знаменитостей принести миллиарды?
После ВГИКа Егор Федотов работал актером и режиссером. В 2019 году он ушел в эдьютейнмент и вместе с бывшим менеджером Skillbox Марией Сергеевой запустил образовательную платформу «Уроки легенд» с курсами от знаменитостей. Сооснователи проекта рассказали Inc., в чем их отличие от MasterClass, зачем нужны такие курсы и почему часть приходящей аудитории их не покупает. А эксперты рынка оценили перспективы «Уроков легенд», сопоставив их с успехом американской платформы.
Американский референс
Егор: Развлекать людей хоть и классно, но кино быстро кончается и они снова возвращаются к реальной жизни. Но, в отличие от развлечений, образование имеет более долгоиграющий эффект.
Однажды мне в голову пришла идея: почему бы не собрать лучших российских специалистов в разных отраслях и не снять их мастер-классы? Название «Уроки легенд» предложила моя супруга. Сначала мне оно показалось слишком «громким», но домены urokilegend.ru и lessonsoflegends.com были свободны, и я понял — надо брать.Про американский MasterClass я сначала не знал. Когда съемки уже шли, я стал искать что-то подобное в интернете и наткнулся на masterclass.com — на курс Кевина Спейси (который позже удалили). Полностью его посмотрел и взял за ориентир для своих съемок — чтобы сделать нечто подобное.
Сложнее всего было найти первого известного эксперта, который захотел бы поучаствовать в новом проекте. Я общался со многими. В конце концов, согласие и интерес выразил актер Максим Суханов и мы записали с ним первые мастер-классы.
В запуск я вложил свои личные сбережения (сумму Федотов не раскрывает. — Прим. ред.). Деньги ушли на регистрацию юрлица, разработку сайта, съемку, монтаж первого курса. Через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) я нашел трех операторов, художника по свету и звукорежиссера. За аренду помещения мы не платили: удалось через Максима договориться с театром им. Вахтангова, и нам предоставили помещения на Симоновской сцене. Я пригласил несколько студентов-актеров третьего курса ГИТИСа: они задавали Суханову вопросы, и он на них отвечал. У нас была программа, но Максим в своих ответах много импровизировал. Вышло 12 часов отснятого материала, которые затем превратились в 3,5 часа курса.
Мария: В процессе съемок наша задумка немного видоизменилась и проект стал еще больше похож на MasterClass. Для нас это было и не плохо: этот эдьютейнмент-проект известен во всем мире, у него огромное количество пользователей и миллионы привлеченных инвестиций. Уверена, что на нашем рынке аналог MasterClass все равно кто-то да сделал бы. Егору идея пришла в отрыве от американского проекта, но в итоге мы использовали его как референс. На данном этапе ассоциация с ним скорее плюс, чем минус.
Егор: В сентябре 2019 года я выложил в сеть трейлер курса Суханова, им поделился у себя на странице его друг — Александр Цыпкин. Пост был в духе «наконец-то онлайн-образование добралось до наших актеров». С этого поста на наш Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подписалось примерно 700 человек.
После этого к нам пришел первый инвестор. Переговоры с ним шли недолго: мы обсудили, как усовершенствовать продукт и с кем из мастеров будем общаться в первую очередь. В итоге он вложился в «Уроки легенд» в обмен на долю в бизнесе.
Учебные планы
Мария: Инвестиции позволили собрать полноценную команду, продолжить разработку сайта и снимать следующие курсы. Мы отсняли еще четыре — Владимира Познера, Данила Головкина, Сергея Пономарева и Александра Цыпкина. 15 сентября 2020 года мы запустили платформу с пятью видеокурсами, включая курсы Максима Суханова.
Условия со спикерами разные. У каждого своя мотивация: финансовая, бизнесовая, развитие репутации, желание просто поделиться опытом, благотворительность. Одной схемы работы нет — нужны индивидуальный подход и понимание, чем можно заинтересовать человека. Отказов, конечно, много: в начале больше половины экспертов отказывали нам, сейчас процент снизился. Но даже если отказывают, мы все равно поддерживаем контакт, возвращаемся позже и показываем уже записанные курсы. Были ситуации, когда эксперты спустя время соглашались.
У нас есть лонглист потенциальных спикеров и авторская методология, по которой мы сами их отбираем. Она включает в себя 15 критериев. Если выделять главные, то, во-первых, это глубина экспертизы спикера, во-вторых — его медийность, аудитория в разных каналах, в-третьих — преподавательская харизма, внутренняя сила подачи, умение мотивировать и вести слушателя за собой. Например, курс Александра Сокурова, который мы выпустили в этом году, заставляет глубоко погружаться в себя: что бы ни говорил этот эксперт, ты уйдешь в трансовое обдумывание того, что ты делаешь и зачем.
В 95% случаев программу составляем мы сами, в основном готовим лекционный план. Но стараемся не делать акцент на презентациях, чек-листах и пошаговых инструкциях. Иногда нам говорят, что наши курсы похожи на интервью. Некоторые и правда такие — например курс Валерия Тодоровского.
Производство одного курса обходится в сумму от 300 тыс. руб. до 1,5 млн руб. и длится от одного до четырех месяцев. В нем задействовано около 40 человек. Деньги в основном идут на оборудование и специалистов.