Булочки Cinnabon как пример сокращения рисков и можно ли накопить на отпуск, если вы не готовы рисковать
В книге «Заходит экономист в публичный дом», которая выходит в июне в издательстве Манн, Иванов и Фербер, экономистка Эллисон Шрагер на простых и понятных примерах — из жизни секс-работниц, голливудских режиссеров и игроков в покер — демонстрирует базовые принципы управления рисками и учит, как рисковать правильно. Inc. публикует отрывок из книги.
Идти на риск без цели — все равно что сесть в машину и разъезжать туда-сюда в надежде попасть в отличное место. Можно и правда обнаружить что-то чудесное. А можно оказаться там, где вам совсем не понравится.
У всех бывают дни, когда хочется уволиться с работы, разорвать отношения и начать жизнь с чистого листа. Большинство из нас знают людей, которые так и поступили. И чаще всего резкие шаги ни к чему не приводят: проблемы в работе и личной жизни сохраняются. Чтобы получить хорошее место, нужно понимать, какой вы видите свою карьеру. Чтобы обрести счастье в любви, надо четко сформулировать, какого партнера вы ищете. Если держать в уме точку назначения, выше вероятность до нее добраться. Тем не менее люди часто рискуют без четкого представления о том, ради чего это делают.
Риск ради риска бывает вполне жизнеспособной политической стратегией. Иногда пассивность и грызня политиков настолько раздражают граждан, что на этом играют кандидаты, которые обещают «перемены» и «встряску». Такие лозунги звучат свежо и привлекательно, потому что вокруг все далеко не радужно. Они могут привести к победе, даже если толком непонятно, за что кандидат выступает и что хочет изменить. Неудивительно, что в итоге многие избиратели разочаруются.
Шагать в неизвестность ради риска как такового — это плохая стратегия. Она лишь множит неопределенность, ведь результат толком неизвестен. Разобраться в своих желаниях просто только на словах. Для многих это самое сложное в управлении рисками. Люди платят психологам и коучам тысячи долларов, чтобы прояснить свои жизненные цели. Финансовая экономика не заменяет хорошую психотерапию, но она предлагает метод определения цели. А это больше, чем что бы то ни было, повышает шансы на успех. Метод состоит из трех этапов; он помогает четко оценить, на какой риск вы готовы пойти, чтобы добиться желаемого.
1. Какова ваша конечная цель? Что будет, если вы ее достигнете?
2. Как добиться своего без риска или с наименьшим возможным риском? То есть как достичь цели гарантированно?
3. Возможен и желателен ли безрисковый вариант? Если нет, на какой риск вам придется пойти, чтобы получить результат?
Здесь мы сталкиваемся с понятием безрисковости, которым финансовые экономисты пользуются каждый день. Безрисковый вариант однозначно даст вам то, что вы хотите.
Если вы хотите приятно провести вечер, посмотреть сериал на Netflix дома на диване — это безрисковый вариант.
В этом случае вы знаете, чем все кончится. Выйти из дома — рискованный вариант. Может произойти что угодно: равны шансы и встретить любовь всей жизни, и угодить под машину.
Безрисковый вариант для каждого свой, поэтому его определение вносит ясность и помогает оценить риск. Представить себе результат и сформулировать в виде цели — крайне мощный инструмент. Мы часто считаем рисковых людей героями. Однако разница между теми, кто преуспел, и теми, кто провалился, — не в смелости, а в умении рисковать разумно и в соответствии с четко поставленной задачей. Возьмем Кэт Коул, которая к 30 годам прошла путь от нищеты до главной должности в компании стоимостью в миллиард долларов. Кажется, что для этого она шла на высокие риски один за другим. Но в большинстве случаев это было оправданно: Коул всегда точно знала, чего хочет и когда стоит рисковать.
MINIBON
Такое впечатление, что Кэт Коул родилась в рубашке. Сейчас она COO компании Focus Brands и управляет известными брендами, например сетями кафе-пекарен Cinnabon и Auntie Anne’s. Элегантная и красноречивая, она живет в Атланте и в Нью-Йорке и много ездит по всему миру. Большинство людей ни за что не догадаются, кем Коул была в прошлом и что пережила, чтобы добиться успеха.
Кэт прославилась тем, что уменьшила фирменное блюдо Cinnabon — оригинальную сладкую масляную булочку с корицей. В этой изумительно вкусной и любимой многими плюшке размером с лицо — целых 880 килокалорий.
Когда в 2010 году Коул пришла в Cinnabon, ей было 32 года. Продажи компании падали уже шесть лет: из-за кризиса людям было не до посещения торговых центров и аэропортов. К тому же многим хотелось более полезной еды. Требовалась встряска, и ей стал «Проект 599». В рамках этой программы решили снизить калорийность традиционного лакомства — чтобы получилось меньше 600 килокалорий. Исследования показали, что такая альтернатива могла бы повысить продажи, однако для этого пришлось бы перейти на искусственные подсластители и стабилизаторы.
Коул, которая к тому времени возглавляла компанию всего год, отвергла эту инициативу: новый вариант был хуже по вкусу. Вместо этого она предложила сохранить оригинальный рецепт и разрешить владельцам франшиз торговать булочками MiniBon — с кулак величиной и всего в 350 килокалорий. Такой продукт уже существовал, однако продавался менее чем в 15% торговых точек сети. Владельцы франшиз были настроены скептически: Cinnabon славился именно своими размерами. Цена мини-булочек ниже — $2,5 вместо $3,6. Если покупатели перейдут на «мини», прибыль может снизиться. Кроме того, нужно инвестировать в новое оборудование для выпечки. Однако Коул была уверена, что объемы продаж вырастут: новый продукт привлечет клиентов, которые раньше не хотели покупать плюшку размером с лицо.