Британские ученые выяснили: по каким формулам изучать искусство Ренессанса
Издательство Ad Marginem совместно с образовательным проектом Masters выпускают коллекцию книг, посвященных искусству. Первым из трех изданий стала «Теория искусства. Краткий путеводитель», увлекательный пересказ споров о сущности искусства всех времен и народов, от росписей палеолитических пещер до постмодернизма, написанный Ричардом Осборном и Дэном Стерджисом, преподавателями Лондонского университета искусств, и проиллюстрированный Натали Тернер. C разрешения издательства Forbes Life публикует фрагмент про искусство Ренессанса.
Художник в эпоху Ренессанса
В эпоху Ренессанса художник из простого члена средневековой гильдии превратился в интеллектуала или даже гения. Пусть образ гения и зародился в классический период, раскрутился он по-настоящему во времена Ренессанса. Гений виделся в первую очередь личностью с врожденными, а не приобретенными способностями, и такой акцент на индивидуальность явно противоречил коллективизму гильдий. В самом начале эпохи Ренессанса — около 1390 года — художник Ченнино Ченнини (1370–1440) написал первый итальянский трактат о живописи, Книгу об искусстве. Он учился во Флоренции и был последователем художника Джотто (1267–1337). В своем трактате Ченнини написал о практических аспектах живописи и о том, как менялось положение художника от рядового члена гильдии к свободному духом мастеру. В этом он вторит древнеримскому поэту Горацию (65–8 до н. э.), чей принцип «поэзия — как живопись» станет важным для Ренессанса, поскольку подчеркнет творческую значимость поэтического воображения.
Признание Греции и Рима
Несомненно, античный мир приводил мыслителей Ренессанса в благоговейный трепет — он вдохновлял, давал нужные ответы и был вершиной человеческих достижений. Поэт эпохи Ренессанса Петрарка (1304–1374), который посвятил много времени поиску и публикации классических текстов, ввел в обращение термин «Темные века», чтобы обозначить бесплодный с точки зрения достижений период после падения Рима. Тот факт, что христианин Петрарка считал языческий Рим в высшей степени культурным, показывает, насколько Ренессанс ценил человеческие свершения. По утверждению ренессансного живописца и писателя Джорджо Вазари (1511–1574), художник Андреа Мантенья (1431–1506) считал, что античные скульптуры превосходят саму природу!
Практические теории искусства Ренессанса
Чтобы лучше понимать увиденное, творцы Ренессанса разработали ряд практических теорий. Они стремились создавать произведения, которые были бы в высшей степени миметическими (подражательными), но в то же время сохраняли поэтическое воображение.
Рисунок и цвет
Теоретик искусства эпохи Ренессанса Франческо Ланчилотти выделил в своем трактате (1509) четыре отдельные составляющие живописи: рисунок, цвет, композиция и художественное воображение. Разделение рисунка и цвета — важный вопрос для всей теории искусства Ренессанса. Изначально разделение возникло по практическим причинам — два процесса выполнялись по отдельности. Позднее рисунок начали считать рациональной формой выражения, а цвет — эмоциональной. В том числе поэтому художник и писатель Вазари поддерживал ренессансных художников Рима и Тосканы (например, Микеланджело), для которых сам рисунок был важнее красок, а не более ярких и выразительных венецианцев вроде Тициана. А венецианские теоретики искусства, и в частности Пьетро Аретино (1492–1556), по большей части отвергали идею о превосходстве рационального выражения — они считали, что чувственность и богатство цвета намного важнее.
Композиция
Ренессанс развивал теорию золотого сечения, или золотой меры, которая восходит к священной геометрии и греческого, и исламского искусства. Золотая мера считалась идеальной божественной и в то же время максимально удобной пропорцией. Благодаря ей художники могли объективно разделить плоскость картины наилучшим, по их мнению, образом. Нужно было поделить прямоугольник на две части так, чтобы у меньшей части были те же пропорции, что и у большей. Хотя это математическое наблюдение вывели еще Евклид и Пифагор около 600 года до нашей эры, именно Ренессанс объявил его божественным и в высшей степени гармоничным. Математик эпохи Ренессанса Лука Пачоли (1445–1514) так и назвал один свой труд — «О божественной пропорции». Золотой мерой пользовались многие художники, включая Пьеро делла Франческа (1416– 1492) и Леонардо да Винчи (1452–1519).