Болезнь консолидации: чем российская медицина напоминает американскую
Вопреки растущим объемам медицинского рынка, российская медицина продолжает сохранять низкую степень консолидации. Впрочем, ситуация наверняка изменится в ближайшие годы, что негативно повлияет на качество услуг
Несмотря на повышенное внимание к системе здравоохранения со стороны властей и задачу увеличить общие объемы расходов вдвое, финансирование и качество обслуживания в государственном секторе продолжают снижаться, а среди россиян формируется убеждение, что качественные услуги непременно должны быть платными. В то же время, консолидация в частной медицине наверняка будет возрастать, и в результате рынок будет поделен между крупными игроками.
Ползучая консолидация
Объем медицинского рынка в России в 2016 году превысил 2,2 трлн рублей, и частный сегмент вырос более чем на 51 млрд рублей (на 8,2%), его объем составил 622 млрд руб.
Согласно исследованию EY, более половины опрошенных назвали основным фактором развития платной медицины существующие проблемы в государственной. Спрос на частные услуги также продолжает расти из-за продолжающегося снижения доступности медицинской помощи в сегменте ОМС и сокращения страхового покрытия в рамках корпоративных полисов ДМС. В результате для частного сегмента наступают золотые времена, когда она находится вне конкуренции, выручка постоянно растет и появляется возможность диктовать отрасли свои условия.
Несмотря на относительно низкую степень консолидации в отечественной частной медицине, в ней все же прослеживаются крупные игроки, чьи доли продолжают расти. Согласно данным BusinesStat, в 2016 году суммарная выручка трех крупнейших частных медицинских холдингов составила 31,6 млрд рублей, что соответствует 4,6% от объема сегмента. В число крупнейших холдингов вошли «Медси», «Мать и дитя», а также «Инвитро». Общая же суммарная доля 15 ведущих холдингов составила 62,2 млрд рублей или лишь 9,1%. Все остальное поделено между тысячами мелких частных клиник и кабинетов, многие из которых не всегда контролируется властями или же работают «в серую».
Впрочем, нельзя отделять отечественный рынок медицины от общих процессов, происходящих в экономике. С одной стороны, у нас сохраняется значительная степень децентрализации, что служит ее отличительной особенностью и одновременно конкурентным преимуществом. С другой, очевиден тот факт, что крупные игроки растут весьма быстрыми темпами. К примеру, выручка «Медси» увеличилась в 2017 году на 24%, а даже несмотря на падение рождаемости выручка «Мать и дитя» выросла на 13%. Более того, существенно возрастает влияние страховых компаний, которые впоследствии могут навязывать отрасли и пациентам собственные условия и определять ее структуру. К примеру, сегодня региональным игрокам в сегменте ОМС все сложнее конкурировать с лидерами рынка, в том числе в связи с тем, что минимальный уставной капитал СМО увеличен с 60 до 120 млн рублей.