Рыцарь образа
От Гоголя и Гофмана до мусора на парижских улицах — Московский музей современного искусства предлагает погрузиться в мир Михаила Шемякина.
Всадник с четырьмя лицами, сфинксы с наполовину снятой кожей, паяцы с длинными носами, коллекция черепов, коллажи из листьев, абстрактная живопись, черно-белая фотография, гипсовые портреты Петра I, Вольтера и Максима Горького, африканские и венецианские маски, батарея черных ящиков с надписями от руки «Толстые женщины (обн. фигура)», «Зеркала с отражением человека», «Мат. для нов. скульптур (веревки, цепи)», «Винсент Ван Гог» и тонны книг — Михаилу Шемякину понадобился целый замок под французским городком Шатору, чтобы вместить мастерскую, архив и библиотеку.
Не удивительно, что 75‑летний мэтр, чьи скульптуры стоят в центре обеих столиц, чей «Щелкунчик» в Мариинке составляет уверенную конкуренцию классике и у которого больше двадцати лет не было персональной выставки в Москве, усмехается: «Мне для ретроспективы одного Музея современного искусства мало. Поэтому сейчас, хоть мы и привезем ранние работы, главным будет показать Шемякина, которого мало кто знает».
«Шемякин увлекся междисциплинарностью еще тогда, когда это не было модно. Он всю жизнь находится в поиске, пробует новые жанры, не консервируется и тем интересен, — говорит куратор выставки «Метафизическая мастерская Михаила Шемякина» Алексей Трегубов. — К тому же он идеально отвечает запросу публики на игру, на театрализацию искусства. Сегодня зритель хочет, чтобы музей становился сродни иммерсивному театру, где есть история и где эмоции и впечатления выходят на передний план. Поэтому пространство выставки мы разделим на две части: в первой можно будет изучить и даже самим попробовать методы и технологии Шемякина, а во второй уже увидеть готовые работы художника».