Трудные поиски. Как малому и среднему бизнесу привлечь инвестиции
Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике все еще невелика. Чтобы изменить ситуацию, нужно обеспечить предприятиям доступ к недорогому фондированию. Какие возможности у бизнеса есть сейчас?

По данным Минэкономразвития, доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП России составила около 20% в 2017 году. В экспорте доля МСБ и того меньше — всего 6%. Крайне невысоко представительство малого бизнеса и на российском фондовом рынке, в то время как в США на биржевых площадках листингуются тысячи малых и средних компаний, а инвесторы всего мира внимательно наблюдают за индексом Russell 2000 — акций 2000 компаний c небольшой рыночной капитализацией.
Удачный опыт привлечения компаний малого и среднего бизнеса на фондовый рынок есть и в Восточной Европе, — например, на Варшавской фондовой бирже. В разных странах мира регулярно проводятся IPO малых и средних компаний, в то время как в России во многом из-за геополитических причин фактически закрыт для новых размещений не только рынок акций, но и евробондов, причем не только для малого и среднего бизнеса, но даже и для крупного.
Положительных примеров немного: в сентябре 2017 года инжиниринговая компания «Европейская Электротехника» осуществила IPO на Московской бирже, что привело к усилению ее переговорных позиций во взаимодействии с партнерами и позволило удлинить сроки товарного кредита. В октябре 2017 года российская сеть и производитель обуви «Обувь России» привлекла в рамках IPO около $103 млн.