Бодрящий эффект: как кофе двигает мировой прогресс
1 октября отмечается Международный день кофе. Чтобы выжить в кофейном бизнесе, компаниям приходится анализировать Big Data, внедрять технологии искусственного интеллекта и робототехники
Активное применение новых технологий в приготовлении и продаже кофе и напитков на его основе началось в начале 2010-х. Это повлекло устойчивый рост объема кофейного рынка: в США с 2010 по 2018 год он увеличился на 36%, в России с 2011 по 2016 год прирост составил 57,6%.
Вырос и спрос на кофе: например, в Великобритании, где исторически доминировал чай, за последние пять лет потребление кофе увеличилось на 35%. Один и тот же объем кофе может дать кардинально различную прибыль, если продается в зернах и в виде готового напитка. Капитализация компании Starbucks c начала 2013 года выросла в два раза до $77 млрд, а Dunkin' Donuts — в 2,5 раза, до $6 млрд. Эти две компании занимают в США 62% рынка.
Еще одним показателем интереса к кофейному рынку стала крупная сделка в конце лета 2018 года: Coca-Cola купила сеть кофеен Costa Coffee за $5,1 млрд, обозначив планы по экспансии на быстрорастущем рынке в Китае.
Во всем виноваты миллениалы
Около 44% спроса на кофе в США приходится на миллениалов. С 2010 года ежедневное потребление кофе среди молодых людей от 18 до 24 лет увеличилось в 2 раза. По данным Национальной ассоциации кофе (NCA), благодаря молодому поколению впервые за 67 лет более 59% ежедневно потребляемого кофе приходится на сегмент «гурмэ» — кофейни, не входящие в большие сети.
Люди 65 лет и старше пьют большую часть своего кофе дома, а потребители до 35 лет предпочитают кофе навынос (coffeе-to-go). В результате компании стараются ориентировать свой бизнес под растущие потребности молодых кофеманов — добавляют скорость, автоматизацию и зрелищность.