Готов ли ребенок к школе? Решаем сами
Первый класс — важный этап в жизни ребенка. Подготовку к школе не стоит откладывать на последний момент — уже сейчас стоит выяснить, есть ли у будущего первоклассника все необходимые навыки. Возможно, какие-то умения придется подтянуть. О мотивационной и интеллектуальной готовности рассказывает педагог-психолог Любовь Елизарова.
В диагностики готовности ребенка к обучению существуют разные подходы. Зачастую родители пытаются сами найти ответ. Книжные магазины предлагают в свободном доступе десятки красочных изданий, которые привлекают внимание и обещают ответить на тревожащий вопрос.
Многие родители, воспитатели и педагоги оценивают готовность к школе по наличию определенных знаний, умений и навыков. Речь идет в основном только об интеллектуальной готовности к обучению. С точки зрения психолога Нины Гуткиной, которая много лет занимается этой проблемой, психологическая готовность проявляется в определенном развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы.
К концу дошкольного возраста у детей появляется учебная мотивация. Это выражается в том, что ребенок 6-7 лет хочет удовлетворить потребность в знаниях, а также занять новое место в социуме, сделать первый шаг на пути к взрослой жизни. Формируется новообразование — «внутренняя позиция школьника». Для ребенка становится важным оценивание значимыми взрослыми: «Я правильно сделал?», «Какую оценку мне поставите?». И таким взрослым становится первый учитель, авторитет которого особенно в первом классе, становится выше авторитета родителей. Не стоит обижаться, если на ваши замечания и попытки помочь, вы услышите: «Ты неправильно говоришь, нам учительница по-другому объясняла». Проявите терпение и такт, ведь поддержка, эмоциональная чуткость просто необходимы новоиспеченному первокласснику.