Боат-шеринг. Михаил Высоковский — о том, как в Москве развивают аренду катеров
На севере Москвы открылся первый в России клуб совместного использования маломерных судов Russian Boat Club. Анастасия Рыжкова поговорила с его сооснователем Михаилом Высоковским о том, кто и как может ходить на катерах по центру столицы, о перспективах боат-шеринга и инфраструктуре для отдыха на воде
Десять лет вы работали в геосервисах «Яндекса», пять из них — руководили продуктовой командой «Яндекс.Навигатора». Почему ушли из корпорации?
Для меня самое важное в работе, чтобы был внутренний драйв. Когда я пришел в «Яндекс», мне очень хотелось заниматься пробками, создавать для людей решения про город. В 2019 году попал на «Дружескую регату» Сергея и Нины Синицыных, увлекся парусом, потом получил международные права на управление яхтой. Кроме того, у меня есть российские и международные права на управление моторным судном и гидроциклом. Мне не хотелось всю жизнь просидеть на одной и той же работе, хочется попробовать разное и делать то, чем я горю. Сейчас это лодки и катера.
Ɔ. Как появилась идея боат-шеринг-клуба?
Меня моторные лодки привлекали больше паруса, и я уже хотел покупать катер. В России нет рынка полноценной аренды, без капитана. Аренда с капитаном — это другой формат, я за самостоятельные путешествия. Подобрал катер, и тут Сергей Синицын говорит: «Зачем себе? Смотри, какая шикарная идея! Сделаем для всех, и ты тоже сможешь пользоваться. Нужно поднимать привлекательность рек России, развивать инфраструктуру». Так я отказался от идеи покупки, вошел сооснователем в бизнес, а дальше мы все придумывали вместе.
Подобные клубы существуют в мире — в частности, в Америке. Например, один из них, Freedom Boat Club, работает с 1989 года, с очень большим флотом и множеством баз. Есть молодые европейские клубы, которые находятся на нашем уровне — с полудюжиной лодок и парой баз. Сейчас, во время пандемии, боат-шеринг снова набирает популярность.
Ɔ. А в чем основное отличие от Европы и США? Готов ли вообще наш рынок к такого рода шерингу? Одно дело, когда ты берешь что-то в аренду на час с небольшой страховкой, и совсем другое — когда ты становишься совладельцем и вносишь внушительную сумму.
Классическая модель шеринга, подобная развитым у нас в стране каршерингу и кикшерингу (краткосрочная аренда самокатов. — Прим. ред.), не очень подходит лодкам: здесь не получится добраться до пункта назначения, бросить лодку и больше об этом не думать. Это больше про отдых, когда ты хочешь свободно взять катер в аренду на несколько дней и уехать с семьей или друзьями, то есть про самостоятельную культуру отдыха на воде. Плюс это все же закрытый клуб, в котором есть барьер в виде вступительного взноса и прав. Член клуба может пользоваться лодкой без ограничений, без поминутной оплаты.
Конечно, в отличие от Европы, у нас не развита инфраструктура — не так много марин, где можно спокойно пришвартоваться, нет гостевых форматов. Но в последнее время они развиваются. Недавно я сам ходил из Москвы в Тверь. А еще во второе путешествие — от нашей базы в Royal Yacht Club дошли до новой точки, расположенной в глэмпинге Tochka Nemo в Ярославской области. Это заняло три дня, так как надо было пройти шлюзы: на канале имени Москвы до Иваньковского водохранилища их пять штук. И потом еще несколько на Волге. Шлюзы сделаны для того, чтобы суда могли пройти из части реки или канала с низким уровнем воды в высокий, и наоборот. При прохождении шлюза катер вместе с уровнем воды поднимается или опускается на высоту порядка восьми метров. Обычно эта процедура занимает около 20 минут, но могут быть и задержки.