Битва за графен-3: есть ли у России шанс на лидерство
В марте 2015 года канцлер казначейства Великобритании Джордж Осборн официально открыл в Манчестере Национальный институт графена, который получил название The Home of Graphene. Через полгода в ходе официального визита в Великобританию этот институт посетил председатель КНР Си Цзиньпин — китайские компании вложили в манчестерские исследовательские лаборатории десятки миллионов фунтов. Год спустя там же побывали принц Уильям и Кейт Миддлтон.
Такую популярность центр заслужил не только у высокопоставленных политиков и королевских особ. Всемирно известный британский бизнесмен-миллиардер и филантроп Ричард Брэнсон после посещения института фактически выступил с программным заявлением о необходимости графеновой революции в авиастроении. Если в викторианскую эпоху Манчестер был одним из центров Промышленной революции и получил имя «Хлопковой столицы», то сейчас, в двадцать первом веке, город хочет видеть себя центром «Графеновой революции» — его уже называют Graphene City.
- Битва за графен: мировое состязание за лидерство в технологиях будущего
Великобритания, где сосредоточено сразу три крупных исследовательских центра по работе с графеном, далеко не единственная страна, в которой пошли по пути создания специализированных центров. Первым стал город-государство Сингапур, власти которого по рекомендации наших нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Константина Новоселова открыли специализированный центр по исследованиям и разработкам в области графена. Суммарные вложения в него давно превысили $300 млн, а Сингапур стал одним из лидеров в графеновой гонке. Подобные графеновые центры или национальные исследовательские лаборатории открыты практически во всех ведущих индустриальных странах.
Момент коммерциализации
Главная особенность таких центров — сочетание передовых фундаментальных исследований с прикладными разработками при активном участии бизнеса: малого, среднего и крупного. Как правило, время от открытия нового материала до его масштабной коммерциализации занимает от 20 до 30 лет. И в случае с графеном, который начали активно исследовать только с 2005 года, а первые технологии его масштабного синтеза были разработаны всего лишь семь лет назад, время и шансы на то, чтобы внести свой вклад в графеновые технологии пока есть у всех стран.