«В НАСА никому нет дела до твоего пола». Как астронавт Анна Фишер стала одной из первых женщин, полетевших в космос
Одна из первых американок, побывавших в космосе, и первая в мире мать, которая совершила космический полет, когда ее дочке было всего 14 месяцев, Анна Фишер в эксклюзивном интервью Forbes Womаn рассказала, почему в какой-то момент ключевые посты в управлении НАСА заняли именно женщины.
За время существования национальных космических программ США послали в космос 50 женщин, а за последние несколько месяцев американские астронавты трижды осуществили выход в открытый космос исключительно женским составом. Для сравнения, за всю историю существования советских и российских космических разработок, у нас было только 4 женщины-космонавта (при том, что первой женщиной-космонавтом в мире стала Валентина Терешкова, а первой женщиной, вышедшей в открытый космос, — Светлана Савицкая). О том, как в США удалось выстроить такую систему, которая позволяет женщинам бороздить просторы галактики, обозреватель Forbes Woman Юлия Шампорова поговорила с астронавтом Анной Фишер.
Почему в некоторых странах женщины неформально отстранены от космических исследований? И как побороть гендерные стереотипы в космосе?
Есть несколько причин. Поскольку американцы использовали космические корабли — шаттлы — вместимостью до 7 человек, это в целом позволяло США отправлять в космос больше людей. Как вы знаете, программа космических шаттлов использовалась нами несколько десятилетий, за это время в космосе побывало много американок и американцев. Что касается русских, то они отправляли только двух человек за один раз, и один из этих двоих должен быть пилотом — чтобы управлять ракетой «Союз». Второй человек мог быть либо полетным инженером, либо вторым пилотом, либо ученым. Это могло быть весомым фактором.
Есть и культурные различия. За последние полгода я активно путешествовала с лекциями по разным странам, и меня удивило, что во многих из них к женщинам относятся иначе, чем в США. Это напоминает мне об эпохе, когда я только начинала свой путь. В 50-е и 60-е годы женщинам не разрешали заниматься многими профессиями. Мне никогда даже в голову не приходило стать пилотом, я об этом и не мечтала. Я хотела заниматься наукой и попробовать себя в медицине, и даже эти профессии в то время не были так доступны женщинам, как сейчас. Женщинам, например, было запрещено управлять боевым самолетом, женщин не принимали в летные школы.
То, как обращаются с женщинами в некоторых странах, напоминает мне Америку 20 — 25 лет назад. Я думаю, что сегодня — учитывая, как стремительно меняется общество, как глобализация и интернет влияют на наше восприятие мира — женщины поймут, что они могут делать все те вещи, которые им запрещали раньше. В том числе и благодаря тем женщинам-астронавтам, с которыми работала я, и которые пришли после нас. Общественные изменения не происходят за один день, требуется много времени.
Как женщины-астронавты могут этому способствовать?
Одна из причин, по которой я путешествую по разным странам с лекциями, рассказывая людям о своем опыте, — это желание вдохновить женщин. Сказать им: «Вы тоже можете это делать, и делать хорошо!».
На прошлой неделе астронавт Кристина Кох вернулась из космоса, она пробыла на МКС 328 дней, установив новый рекорд по длительности пребывания женщины в космосе. Кристина Кох и Джессика Мейр совершили три совместных выхода в открытый космос. (Астронавты осуществили первый в истории выход в открытый космос исключительно женским составом 18 октября 2019 года, а также 15 и 20 января 2020 — прим. ред). В дни, когда я только готовилась стать астронавтом, это было бы неслыханно!
Даже в США прогресс движется медленно, но я очень надеюсь, что ситуация постепенно будет меняться. Надеюсь, мы с коллегами тоже приложили усилия к тому, чтобы продемонстрировать, на что способны женщины.
Мы часто собираемся с подругами, чтобы обсудить жизнь и работу, некоторые из них — юристы, адвокаты. И я помню, что однажды мы обсуждали, как к женщинам относятся в различных юридических фирмах. И я слушала о проблемах, с которыми они сталкиваются, о том, как сложно стать партнером. А мне нечего сказать по этому поводу. В НАСА никому нет дела до твоего пола, религиозных убеждений, расы — все это им не интересно. Их волнует только, насколько хорошо ты выполняешь свою работу.
В какой-то момент директором Космического центра имени Линдона Джонсона (центр НАСА по управлению и контролю за космическими полетами, разработке космических кораблей, обучению астронавтов и подготовке полетов — прим. ред.) стала женщина (Кэролин Хантун), руководителем полетов космических миссий НАСА стала женщина (Мишель Брекке), командиром Международной космической станции стала женщина (Пегги Уитсон). При том, что все они были пилотами, специалистами НАСА в различных миссиях. Это невозможно было бы представить в годы моей юности.