Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий
Когда теория не подтверждается практикой.
Кажется чуть ли не у любого немецкого танка и самоходки Второй мировой была врожденные изъяны очевидные с первого взгляда. «Тигр» слишком тяжел и медлителен, «Фердинанду» не дали даже пулемет для защиты в ближнем бою, ну а про «Маус» и говорить не приходится… Но вот «Пантера», по-крайней мере, на бумаге казалась чуть ли не идеальным танком.
Созданная как немецкий ответ советскому Т-34, хищная кошка превосходила прототип примерно по всем статьям. По массе, вооружению, броне, технологиям и удобству экипажа. Что говорить, если на «пантеры» ставили даже системы ночного видения. И это в середине 40-х! Почему же лучшим танком войны все равно упорно считают «тридцатьчетверку»? И почему «Пантера», несмотря на все свои плюсы, так и не внесла перелом в ход кампании ни на Восточном, ни на Западном фронте?
По просьбе с передовой
Проект сменщика средних танков Pz. III и Pz IV неспешно разрабатывался немецкими конструкторами еще до войны. Но настоящий импульс этот проект получила уже в 1941-м, когда танкисты вермахта впервые встретились с Т-34.
Генерал Гейнц Гудериан буквально забрасывал Берлин просьбами создать новую машину для эффективной борьбы с русским чудом. Сменщику разом постаревших «тройки» и «четверки» вменялось сочетать все достоинства Т-34 — наклонную лобовую броню, широкие гусеницы, а также желательно дизельный двигатель.
Среди прототипов будущей «Пантеры» действительно была и машина с дизелем, которая обещала значительно больший запас хода и малую склонность к воспламенению. Но в серию в итоге пошел бензиновый Pz V.
Немецкие танкостроители работали ударными темпами. От заказа на разработку «Пантеры» выписанного в ноябре 41-го, до презентации готовых прототипов прошло всего полгода. А в январе 1943-го началось серийное производство.