«Почему я плету индейские мандалы»
Анне Фениной 32 года, и 22 из них она плетет из нитей разноцветные многогранные мандалы-обереги с удивительным названием — Ojos de Dios, что в переводе с испанского означает «глаза Бога». Это древнее рукоделие помогло ей пережить большое горе. А еще научило лучше осознавать себя, найти свое призвание и воплотить многие мечты.
Встреча эта произошла в пионерском лагере. Я тогда неплохо играла в пионербол, эффектно «глушила» и забивала. Во дворе была звездой. Вот и в лагере решила, что звание капитана сборной — мое. Но девочки, очевидно, не разделили мою уверенность, и меня с треском прогнали из команды. Я была обижена, опустошена. Что теперь делать здесь целый месяц?
Я отправилась горевать на берег озера, и там ко мне подошла женщина. «Если ты свободна, пойдем на мой урок рукоделия», — сказала она на английском. Я училась в школе с углубленным изучением языков и поняла ее, даже смогла спросить, чему она учит. «Я покажу, как плести из ниток интересные «штучки», — улыбнулась женщина.
Потом я узнала, что предки Айны были из индейского племени Уичоль, но сама она выглядела вполне современно и путешествовала по волонтерским программам. Она учила меня плести из пряжи на палочках удивительные квадраты и звездочки, рассказывая о том, что в древности люди ничего не делали руками просто так.
С помощью плетения люди освобождались от тяжелых мыслей и мечтали о будущем, заплетали в узоры образы желанных событий. Ojos de Dios — «глаза Бога» — так назывались эти изделия по-испански. Но мне понятнее было говорить «мандалы»: они были так же симметричны и графичны.
Освоить работу было нетрудно: я с детства любила вышивать и плести фенечки из бисера, это мне помогло. Гораздо интереснее было пробовать выражать окружающие образы цветами и узорами. Вот озеро. Понятно, оно голубое. И круглое. Будем вести ниточку по кругу. А какого цвета чувство достатка? Зеленое, как цвет лета, пышущего плодородием? Или золотистое, как монеты?
Айна рассказывала о традиционном значении цветов и говорила, что мандалы, где цвета выбираются с закрытыми глазами, — интуитивные. И по ним можно «прочитать», что на душе у человека. А те, где ты сам выбираешь цвета, — образные. В них можно заложить мечты и визуализировать их. А еще — повествовательные, структурные, целебные, освобождающие...
Я впитывала это с открытым ртом. Мне казалось, будто я попала в школу волшебства Хогвартс, что я нашла свою «волшебную палочку». Я даже поспорила с Олесей из моего отряда, что сплету мандалу и на последний медленный танец меня пригласит Олег из второго отряда.
И когда Олег пригласил на последний танец Олесю, я возмутилась, но все равно не разуверилась в магии мандал. Я знала, что просто недостаточно потрудилась. И что настоящая сила и глубина мандал откроется мне позднее. Айна говорила, что у нее на родине семь лет негласно ты ученик, а не мастер.
А еще мне предстояло понять, что мандалы не влияют на свободную волю других людей. Это не магия, не привороты. Они помогают менять своё состояние, а через это и окружающую реальность.