Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Культура.РФКультура

Русские сезоны. Часть 2

Как покоряли мир отечественные танцовщики, художники и музыканты

Авторы: Елена Антонова, Екатерина Проворная

0:00 /
711.736

Иконы русских сезонов: мини-досье

Кто создавал антрепризу, покорившую главные сцены мира

Сергей Дягилев, основатель

Инициатор и бессменный куратор Русских сезонов. С юности устраивал в Петербурге выставки авангардистов, был редактором журнала «Мир искусства». В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Для работы над постановками Дягилев приглашал лучших танцоров, хореографов и художников. Яркие изысканные декорации, музыка с национальными мотивами и новаторская пластика исполнителей стали визитной карточкой его спектаклей.

Александр Бенуа, художник

Живописец, историк искусства и критик Александр Бенуа долгие годы был близким другом Дягилева. Именно Бенуа работал над «Павильоном Армиды», балетной премьерой Русских сезонов. Художник не ограничивался оформлением спектакля: он постоянно дискутировал с хореографом и чувствовал себя полноправным творцом художественного действа. А еще Бенуа помогал импресарио собирать творческую команду. По его совету, например, Дягилев пригласил Наталию Гончарову, которая оформила один из самых ярких балетов — «Золотой петушок».

Леон Бакст, художник

Его балетные декорации называли «пиршеством для глаз» и «симфонией цвета», а про самого художника театральный критик Андрей Левинсон писал: «Париж был подлинно пьян Бакстом». Костюмы благодаря цвету, текстуре и орнаментам подчеркивали пластику и грацию актеров. Одной из лучших оформительских работ Льва Бакста стала «Шехеразада». Увидев декорации, Александр Бенуа сказал, что именно благодаря Баксту Русские сезоны получили всемирное признание.

Николай Рерих, художник

Николай Рерих создавал декорации и костюмы к нескольким балетам Дягилева. Особенно известно его оформление спектакля «Половецкие пляски». Рерих воссоздал на сцене пространство половецкого стана, выжженной солнцем далекой степи и выгоревшего неба. В сочетании с хореографией Михаила Фокина — Вера Красовская называла танец половцев «бешеной вихревой пляской» — декорации Рериха передавали неистовый и буйный характер восточного народа.

Игорь Стравинский, композитор

Стравинский стал главной музыкальной звездой Русских сезонов. Дягилев пригласил молодого композитора в антрепризу после того, как заказ не выполнил в срок Анатолий Лядов — мастер сказочной стилизации в музыке. После громкой премьеры «Жар-птицы» Игорь Стравинский создал музыку еще к 13 балетам Русских сезонов.

Николай Римский-Корсаков, композитор

Римский-Корсаков учил Дягилева музыке в Петербургской консерватории, а почти 20 лет спустя стал одним из ключевых композиторов дягилевской антрепризы. Балет «Шехеразада» на его музыку вызывал восторг у парижской публики. Главную роль в спектакле исполнила Ида Рубинштейн, про которую Валентин Серов говорил: «Столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого».

Михаил Фокин, хореограф

В первые три года Русских сезонов Михаил Фокин был единственным хореографом антрепризы. Работать с Дягилевым он начал уже не новичком: в творческом портфолио Фокина были яркие солирующие партии, которые он исполнял в балетах «Спящая красавица», «Корсар» и «Пробуждение Флоры», и несколько постановок для Мариинки. Но отношения Дягилева и Фокина со временем портились. Карьера Фокина в Русских сезонах окончательно завершилась в 1914 году — в историю вошли его балеты «Жизель», «Жар-птица», «Синий бог», «Шехеразада» и «Петрушка».

Вацлав Нижинский, хореограф, танцовщик

«Один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души», — говорил о нем скульптор Огюст Роден. Вацлав Нижинский танцевал у Дягилева с самого первого Сезона. Пластичный, артистичный, замирающий в своем знаменитом «левитирующем» прыжке, Нижинский был одной из звезд первого парижского Сезона. После ошеломляющих партий в балетах «Шехеразада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» Нижинский попробовал себя в роли балетмейстера. В 1912 году мир увидел спектакль «Послеполуденный отдых фавна», главную роль в котором исполнил сам Нижинский. Его художественное видение стало революцией в балетном искусстве: он отказался от традиционных приемов и убрал из своих постановок фокинские черты. Не все его авангардные балеты неподготовленные зрители принимали с восторгом, но постепенно публика признала талант хореографа.

Леонид Мясин, хореограф, танцовщик

До того как стать легендой Русских сезонов, Леонид Мясин танцевал в кордебалете Большого театра. В труппе Дягилева молодой артист получил партии в лучших балетах, всеобщее признание своего таланта и первый опыт балетмейстерской работы. Самой яркой работой Мясина стал его провокационный балет «Парад», поставленный в 1917 году, в разгар войны. Хореограф перекроил балетный язык — основой новой художественной выразительности стала пантомима. Музыка Эрика Сати создавала сюрреалистичный эффект полного погружения в пространство: оркестр имитировал звуки пишущей машинки и даже шум самолета.

После смерти Дягилева часть его труппы образовала «Русский балет Монте-Карло». Леонид Мясин возглавлял этот творческий коллектив с 1933 по 1939 год.

Рассказывает прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова:

По моему мнению, русская балетная школа — одна из лучших в мире. Особенно выделяется школа Агриппины Вагановой в Санкт-Петербурге, когда речь идет об обучении балету девочек. И мне кажется, что русские танцоры по-прежнему востребованы во всем мире. Но тут наблюдается одна особенность: русские труппы чаще всего можно видеть в больших классических балетах, таких как «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Это те балеты, которые принесли славу русской школе еще столетие назад. Что же касается современной российской хореографии — такие постановки нечасто можно встретить на зарубежной сцене.

Я не думаю, что сегодня возможен успех, подобный Русским сезонам, поскольку практически в каждой танцевальной компании, в каждом театре в репертуаре есть своя постановка «Лебединого озера» или «Ромео и Джульетты». А произошло это во многом благодаря успеху дягилевских Русских сезонов много лет назад.

Сам Сергей Дягилев был гением. У него был великолепный вкус, умение видеть. И он умел идти на риск. Сегодня балетным компаниям очень сложно рисковать из-за страха потерять деньги и получить плохие отзывы о постановке. Но по моему мнению, это важная часть художественного процесса — иногда проигрывать, чтобы создать еще что-то более великое.

Анна Павлова, балерина

Легкую, парящую, воздушную Анну Павлову зрители сравнивали с пушинкой. Такой в образе Сильфиды и запечатлел ее Валентин Серов на афише 1909 года, и эта афиша стала известнее, чем весь балетный Сезон. В Париже Павлова танцевала в спектаклях Михаила Фокина. Именно благодаря этому хореографу Павлова получила первое признание. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре балерина исполнила номер, который Фокин поставил специально для нее. Композиция вошла в историю под названием «Умирающий лебедь», а Павлова вскоре стала балериной, востребованной по всему миру. Русские сезоны она покинула уже в 1910 году и создала собственную труппу, которая успешно гастролировала по миру 20 лет.

Тамара Карсавина, балерина

До Русских сезонов Карсавина уже была солисткой Мариинского театра, но в первый гастрольный Сезон у Дягилева она исполняла лишь второстепенные партии. Только с уходом из труппы Анны Павловой Карсавина стала полноправной примой. Михаил Фокин уловил ее женственную грацию, мягкость и романтизм и стал создавать балеты с учетом особенностей таланта Карсавиной. Так появилась «Жар-птица». Высокий «острый» прыжок балерины напоминал полет птицы — Бенуа даже назвал ее «огненным фениксом».

Ида Рубинштейн, балерина

Танцовщица без профессионального образования, Ида Рубинштейн покорила свет главной ролью в балете «Шехеразада». Магнетическая восточная красота, безупречная пластика и мощная харизма восхищали зрителей. Образ Иды Рубинштейн вдохновил парижских модниц, породив всеобщую любовь к востоку. После премьеры балета в 1910 году в моду вошли цветные парики, тюрбаны и экзотический макияж с оттенками золота. Зашкаливающая популярность артистки подтолкнула ее уйти из Русских сезонов и основать собственную театральную антрепризу.

Портал «Культура.РФ» благодарит Международный проект о достижениях российской культуры и Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина за помощь в подготовке спецпроекта.

Обложка раздела Иконы «Русских сезонов: мини-досье: Леон Бакст. Эскиз декорации к балету Николая Римского-Корсакова «Шехеразада». 1910. Частное собрание

Фотография: kremlinpalace.org

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что мы должны родителям Что мы должны родителям

Сколько мы должны отдать родителям за жизнь, заботу и воспитание?

Psychologies
Нейросеть напрямую определила пищевую ценность блюда по фотографии Нейросеть напрямую определила пищевую ценность блюда по фотографии

Новый алгоритм напрямую определяет содержание белков, жиров и углеводов в блюдах

N+1
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
7 фактов о техасском Мэттью по фамилии Макконахи 7 фактов о техасском Мэттью по фамилии Макконахи

Путешественник по черным дырам и настоящий детектив Мэттью Макконахи

Maxim
Последний фильм Михаила Ефремова Последний фильм Михаила Ефремова

Фильм «Картонная пристань» — пророческий для всей российской грядущей реальности

СНОБ
Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов Почему взрослым непросто учиться: плюсы и минусы образовательных подходов

Зачастую нам мешает учиться неподходящий метод обучения

Psychologies
Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз

Каждые 90 минут в мире диагностируют БАС

РБК
Соли металлов антиперспиранта заменили на минералы из пота Соли металлов антиперспиранта заменили на минералы из пота

Физики предложили новый тип антиперспиранта на основе адсорбирующего материала

N+1
Книжная полочка Книжная полочка

Авторы подкаста «Мам, почитай!» советуют четыре истории на зимние каникулы

Glamour
Обещают жару Обещают жару

Почему-то наши маленькие новогодние клятвы редко касаются секса. А зря!

Cosmopolitan
Польза куркумы: доказанные преимущества специи для организма и рецепт золотого молока Польза куркумы: доказанные преимущества специи для организма и рецепт золотого молока

Положительные эффекты и противопоказания приема куркумы и напитков с ней

Playboy
Три сыночка и лапочка-дочка: как складывается личная жизнь Саши Зверевой Три сыночка и лапочка-дочка: как складывается личная жизнь Саши Зверевой

10 фактов о Саше Зверевой

Cosmopolitan
В поляризации реликтового излучения нашли следы нарушения четности В поляризации реликтового излучения нашли следы нарушения четности

Что указывает на взаимодействие реликтовых фотонов с темной материей

N+1
Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда

Актриса Лиза Арзамасова не утратила веру в добрую сказку, даже став взрослой

Добрые советы
Печень: чистить или любить? Печень: чистить или любить?

Расследование: как работает печень, как ее защитить и стоит ли чистить?

Здоровье
Как исполнить мечту Как исполнить мечту

Пришла пора призвать на помощь карту желаний, психологию и магию

Домашний Очаг
Танцевала перед Scorpions: как Екатерина Шпица стала актрисой Танцевала перед Scorpions: как Екатерина Шпица стала актрисой

10 неожиданных фактов об актрисе Екатерине Шпице

Cosmopolitan
Окситоцин: как на нас влияет «гормон объятий» Окситоцин: как на нас влияет «гормон объятий»

Разбираемся, как окситоцин влияет на психику и на здоровье в целом

РБК
Год выбирали одно слово: как бывший менеджер «Яндекса» разрабатывал для «Сбера» семейство голосовых помощников Год выбирали одно слово: как бывший менеджер «Яндекса» разрабатывал для «Сбера» семейство голосовых помощников

Кто стоял за разработкой голосовых помощников для «Сбера»

Forbes
Зоя Буряк: «Я влюбчивая, да!» Зоя Буряк: «Я влюбчивая, да!»

На площадке актеры на особом положении

Караван историй
Новое изобретение для телефона Новое изобретение для телефона

С момента изобретения телефона техника для связи успела сильно измениться

Наука и жизнь
«Взаперти»: фильм от режиссера «Поиска» о деструктивной материнской любви «Взаперти»: фильм от режиссера «Поиска» о деструктивной материнской любви

Рецензия на фильм «Взаперти», вторую работу Аниша Чаганти («Поиск»)

Forbes
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
«Сама виновата». Как оренбургского следователя наказали за неэтичное поведение с жертвой насилия «Сама виновата». Как оренбургского следователя наказали за неэтичное поведение с жертвой насилия

Почему мы так критично реагируем на случаи насилия?

СНОБ
Как правильно держать палочки для суши: самые подробные и понятные инструкции Как правильно держать палочки для суши: самые подробные и понятные инструкции

Японская, китайская и корейская кухни — это особый этикет

Cosmopolitan
Авто года 2020 Авто года 2020

Торжественный смотр самых значимых достижений автопрома за минувшие 366 дней

GQ
Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE # 6. Силовая тренировка ABS. Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE # 6. Силовая тренировка ABS.

Прощай, пивной живот! Здравствуйте, кубики!

Maxim
Бить или не бить? Ответы на 11 caмых важных вопросов для тех, кто хочет сделать татуировку Бить или не бить? Ответы на 11 caмых важных вопросов для тех, кто хочет сделать татуировку

Опытный татуировщик отвечает на самые популярные вопросы о татуировках

Maxim
Псилоцибин помог при мигрени Псилоцибин помог при мигрени

Клиническое исследование показало эффективность псилоцибина при мигрени

N+1
Открыть в приложении