Где еще можно брать энергию для машин

АвтоМирАвто

Тренды

В поисках альтернативы

К экологически чистому транспорту есть за что придраться и не касаясь проблемы источников энергии. Но именно этот вопрос – больной для автопроизводителей. На простых аккумуляторах далеко не уехать, причем во всех смыслах. Но где еще можно брать энергию для машин?

Мечты о повсеместной электрификации транспорта до сих пор сдерживает проблема с ресурсами. Так, намерение компании Tesla ежегодно выпускать 500 000 автомобилей потребует производства для каждого из них аккумуляторов емкостью по меньшей мере 60 кВт·ч, что означает огромное увеличение потребности в литии.

Литий – один из довольно часто встречающихся в земной коре элементов, но его добыча в промышленных масштабах экономически целесообразна только в солевых озерах. И разведанных запасов лития будет недостаточно для того, чтобы полностью электрифицировать всемирный парк легковых и грузовых автомобилей.

С потребительской стороны тоже есть вопросы. Если вы отправитесь в путешествие на обычной машине, у вас будет поддержка со стороны закусочных с бензоколонками и просто заправочных станций. При этом сегодня обычные автомобили могут пополнить запасы топлива всего за пять минут.

А вот Supercharger от Tesla для восполнения 80% энергетических запасов аккумулятора потребуется 45 минут. И даже в случае с самой мощной зарядной техникой (например, у Porsche заявлены 800 В и до 350 кВт) электрокару надо по меньшей мере 15 минут. Если бы во время отпускных поездок все автомобили каждые 500 км должны были бы заряжаться так долго, движение на дорогах могло бы просто замереть. Одновременно в европейской энергосистеме растет доля электричества, полученного из возобновляемых источников энергии. И все чаще солнечная и ветряная энергии то не могут быть получены совсем, то вырабатываются в избыточном количестве. Электромобили могли бы стать своеобразным буфером для такой энергии, но для этого им нужны аккумуляторы большего размера.

Неужели миссия сделать мир CO2нейтральным к 2050 году обречена на провал? Да, если нынешний способ обеспечения электрокаров энергией из «ископаемых» источников безальтернативен. Но три предприятия дают свой ответ: это не так.

Схема работы электрозаправки
Электричество не берется из ниоткуда. Из этой схемы становится ясно, как все это работает и что с чем связано

Природный газ для ДВС

Volkswagen AG уже давно работает над технологией, которая могла бы внести значимый вклад в дело сокращения выбросов CO2: ветряные генераторы и фотовольтаика – источники энергии, от которых питаются модели Audi с шильдиком «g-tron».

Модели g-tron от компании Audi с двигателями внутреннего сгорания заправляются природным газом (CNG-газом, метаном)

Audi g-tron используют обычные двигатели внутреннего сгорания, но они работают на природном газе – метане. То, что это в принципе возможно, не открытие: электрическая энергия сначала берется для процесса гидролиза, во время которого вода расщепляется на кислород и водород. Водород отделяется в специальный «танкер» автомобиля. Система Audi наглядно демонстрирует, что этот вид «электрогазификации» возможно применять в промышленных масштабах.

Топливные элементы – очень дороги

У Audi есть и способные двигаться на водороде прототипы с шильдиком «h-tron», а у Honda, Hyundai и Toyota уже есть целые тестовые автопарки с тысячами автомобилей, работающих на топливных элементах (ТЭ). Но в ближайшее время ТЭ массовыми стать не смогут: производственные расходы очень высоки, и предпосылок для прорыва в этом направлении не видно. В установке Audi выполняется следующий шаг: с помощью двуокиси углерода водород превращается в метан.

Энергоэффективность повышается с топливными элементами, превращающими в энергию водород, как в концепте Audi h-tron

Процесс превращения энергозатратен, но зато для автомобилей, работающих на метане, есть простая в эксплуатации инфраструктура: сеть станций для заправки природным газом. К сети заправок природным газом в Европе относятся также CNG-заправки (CNG – Compressed Natural Gas, то есть сжатый природный газ, не путать со сжиженным углеводородным газом LPG, то есть пропан-бутаном).

Проточные батареи работают с электролитом – жидкостями, которые хранятся в специальных емкостях. Резервуары могут легко быть перезаправлены

Считаем КПД

В Audi говорят, что потребление газа g-tron-автопарком полностью покрывается выработкой установки предприятия, находящейся в Верльте, Нижняя Саксония. Фактически эти модели Audi при езде остаются CO2-нейтральными. При этом о реальных затратах на производство «электрогаза» Audi ничего не сообщает. А речь здесь может идти о многократном превышении стоимости обычного природного газа.

В городе Верльте (Германия) компания Audi построила пилотную установку в промышленном масштабе

Энергобаланс представленного компанией Audi процесса на первый взгляд кажется катастрофичным: при производстве водорода посредством гидролиза КПД составляет примерно 75%, и добрых 5% теряется на преобразовании в метан. Сгорание метана в моторе происходит с такой же эффективностью, как и в случае с обычным современным бензиновым двигателем: в среднем КПД составляет около 30%. Таким образом, от электрической энергии для приведения автомобиля в движение остается менее чем 20%.

По сравнению с электроприводом, использующим литий-ионный аккумулятор (от 60 до 70%), модели g-tron теряют очень много. А ведь газовому двигателю необходимы еще отведение и очистка выхлопных газов. Но при перепроизводстве энергии степень эффективности отходит на второй план – энергия получается как бы бесплатной. Кроме того, модель газификации можно адаптировать для водородных установок с топливными элементами, и тогда степень эффективности должна повыситься как минимум в два раза.

Проточная батарея для электрокаров

Совершенно другой подход к решению проблемы предлагает американское предприятие IFBattery. Стартовав в качестве исследовательской группы в университете Пердью, Индиана, команда Джона Кушмана поставила перед собой цель сделать технологию проточных батарей пригодной для использования в автомобилях.

Проточные батареи уже используется в промышленности в качестве энергетических буферов. В ядре проточной батареи находится мембрана, с каждой стороны которой размещены растворы электролита. Ионный обмен между ними и приводит к выработке электроэнергии. Процесс можно обратить вспять, то есть при подаче напряжения на электроды ионы начнут двигаться в обратном направлении через мембрану, а электролит станет заряжаться. Принципиально электрохимический процесс обычного аккумулятора очень похож. Но проточные батареи интересны тем, что электроды и мембрана не «реагируют» на электролит. Емкость батареи зависит не от компонентов аккумулятора, а исключительно от пополнения электролита, который находится во внешних резервуарах. Это могут быть контейнеры размером даже с целое здание.

Но для использования в мобильном виде плотность энергии в электролите получается слишком низкой: один литр может сохранять лишь около 80 Вт⋅ч. Для стандартного e-Golf (35 кВт⋅ч) потребуется резервуар объемом целых 440 л. При этом электролит, созданный на основе цинка и брома, токсичен и разъедает мембраны из органических материалов. Исследователи из IFBattery, по их собственным утверждениям вместо ядовитых веществ для изготовления электролита смогли использовать «простые» виды сырья, а мембрану сделали из пористого материала, который не поддается коррозии, возникающей в результате электрохимического процесса. Кроме того, им удалось существенно увеличить энергетическую плотность электролита. Применительно к автомобилям они предлагают схему, в которой разряженный электролит на «заправочной» станции менялся бы на новый, заряженный.

При этом компания IFBattery обращает внимание на то, что для предлагаемого ей процесса достаточно просто использовать уже имеющуюся заправочную инфраструктуру: замена электролита может осуществляться на АЗС, а затем бензовозы могут доставлять его для перезарядки к ветряным генераторам или солнечным фотоэлектрическим установкам. Тем не менее, инженеры хотят оставить и возможность подзарядки от обычной розетки. В этом случае преимущества традиционного «углеводородного» привода (дальность пробега и быстрая заправка) будут сочетаться с плюсами электротяги (никаких выбросов, домашняя зарядка).

«Жидкие» батареи в качестве энергобуфера могут использоваться в индустриальных масштабах
Джон Кушман показывает электролит, который повысит энергетическую плотность и долговечность проточных аккумуляторов
Институт Frauenhofer еще в 2009 году показал, как транспортное средство (модель) может передвигаться с помощью проточных батарей

nanoFlowcell – дешево и без яда

Точный состав электролита – это большая тайна, причем не только у IFBattery, но и у швейцарского предприятия, которое называется nanoFlowcell. Компания предпринимателя Нунцио ла Веккья уже несколько лет мелькает на автомобильных выставках и показывает под брендом «Quant» нечто невероятное: раньше, например, это было транспортное средство, способное передвигаться исключительно на энергии, получаемой от встроенных солнечных батарей.

По заявлению производителя, в Quant-прототипы Quantino и Quant FE устанавливаются именно проточные батареи. В резервуарах этих автомобилей находится жидкость-электролит, называемая bi-ION, которая должна быть не только абсолютно нетоксичной, но и может быть изготовлена в большом количестве без серьезных затрат из доступного сырья. Показатели энергетической плотности такого электролита должны приближаться к отметке около 600 Вт⋅ч на литр. Это означает, что емкость самого большого аккумулятора автомобиля от компании Tesla (100 кВт⋅ч) может быть реализована в пригодном для практического использования баке объемом 170 литров. А еще nanoFlowcell обещает простую организацию инфраструктуры для заправки электролита на базе уже существующей сети АЗС.

Quantino от компании nanoFlowcell из Швейцарии с помощью проточной батареи должен достигать запаса хода более чем в 1000 км
В то время как проточную батарею Quantino некоторым журналистам снаружи увидеть все-таки удалось, детали о химическом составе электролита и конструкции аккумулятора остались неизвестными

Фото: компании-производители; carloscastilla/Fotolia.com; NanoFlowCell (3), Purdue University, Fraunhofer-Gesellschaft (2), CHIP

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подгонка вооружений Подгонка вооружений

Rapid и Solaris в топовых версиях

АвтоМир
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
На маркетплейс за деньгами На маркетплейс за деньгами

Как кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка

Деньги
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении