Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию

АвтоМирАвто

Право

Техническая ошибка

Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию. Кто же ответит за аварию, которая произошла из-за технической неисправности?

Уже шесть лет назад был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отобрал у сотрудников ГИБДД право проведения техосмотра, исключив тем самым из его названия слово «государственный». Автообщественность вздохнула с облегчением: нет больше взяток, а у тех, кто по принципиальным соображениям проходил проверку честно, исчезла забота с тщательной подготовкой автомобиля к инспекции. Закон передал проверку технического состояния в частные руки, возложив номинальные функции контроля за операторами техосмотра на Российский союз автостраховщиков. Как и ожидалось, рынок отрегулировал все сам: владельцы страхового бизнеса, да и немногочисленные независимые операторы техосмотра, включились в борьбу за клиента, предлагая наперебой диагностическую карту в качестве подарка к полису ОСАГО (по закону, не пройдя техосмотр, нельзя оформить «автогражданку») и даже доставляя ее на дом. В результате процедуру проверки технического состояния честно проходит в лучшем случае каждый третий автовладелец.

А нужно ли вообще проверять исправность транспорта? Официальная статистика наталкивает, скорее, на отрицательный ответ. Так, по данным ГИБДД, технические неисправности транспортных средств зафиксированы лишь чуть более чем в 3 % аварий, произошедших в прошлом году. Заметьте, речь идет даже не о причинах ДТП, а лишь о сопутствующих им факторах. Иными словами, машина попала в аварию по другой причине, но при ее последующем осмотре были выявлены неисправности. Самым распространенным дефектом оказались разнокалиберные шины, ну а на такие важные системы, как тормоза и рулевое управление, пришлось в общей сложности лишь 5% недостатков (3,3 и 1,7% соответственно).

Но углубленное изучение этой проблемы позволяет сделать несколько иные выводы. В большинстве случаев сотрудники ГИБДД просто осматривают искореженный остов, фиксируя видимые невооруженным глазом недостатки. Ну а вынести вердикт об исправности, например, тормозов, а тем более установить, потеряли они работоспособность до аварии или в результате полученных повреждений, может только экспертиза. А проводится она редко.

Сегодня получить диагностическую карту не составляет ни малейшего труда. Да и стоит она совсем недорого. Поэтому все эксперты рекомендуют не уклоняться от этой обязанности

Впрочем, и имеющиеся данные позволили экспертам прийти совсем к другим выводам в отношении влияния неисправностей автомобилей и мотоциклов на безопасность на дорогах. По информации Всероссийского научно-исследовательского института судебных экспертиз (ВНИИСЭ) Минюста России, технеисправности сопутствовали в среднем 12% аварий с пострадавшими. Среди установленных причин ДТП отказ тормозной системы составляет практически половину (48,4%) случаев. На проблемы с рулевым управлением приходится 28% установленных неисправностей, а на колеса и шины – 9,4%.

Эти данные наталкивают на совершенно другие мысли. Дело в том, что забота о «здоровье» транспортного средства, а также ответственность за последствия его «болезней» законодательно возложена на автовладельца. Если авария произошла, например, из-за отказавших тормозов, отвечать за ее последствия все равно придется водителю. В этом смысле, как ни странно, на помощь водителю может прийти тот самый закон о техосмотре, который возлагает ответственность за неисправность, ставшую причиной ДТП, на оператора техосмотра, который ее пропустил. Кроме того, честное прохождение техосмотра у квалифицированных специалистов повышает вероятность выявить проблему, о которой автовладелец, возможно, и не догадывался. Кстати, наиболее щепетильны в плане проверки состояния машин официальные дилеры, получившие аккредитацию на проведение техосмотра. Помимо того, что они берут на себя ответственность за исправность автомобиля клиента, есть у них и меркантильные соображения: найдя огрехи, сервис рассчитывает, что получит от клиента заказ на их устранение. Так что даже при такой несовершенной системе техосмотра не стоит игнорировать получение диагностической карты. Благо, ее стоимость незначительна.

Вести статистику, из-за чего же на самом деле произошла авария – из-за неисправности транспортного средства или каких-либо других факторов, достаточно сложно. Экспертизу после ДТП делают крайне редко

Формула техосмотра

Периодичность проведения техосмотра установлена законом. Упрощенно формула для легковых автомобилей, используемых для личных или служебных нужд, не связанных с профессиональными перевозками, выглядит так: 3+2+2. Это означает, что первый техосмотр необходимо пройти через три года, далее два раза – через два года. После семи лет эксплуатации процедуру придется повторять ежегодно. Обратите внимание, что точкой отсчета определена не дата покупки машины, а года выпуска ее в обращение. Проще говоря, это год, когда был оформлен паспорт транспортного средства. Таким образом, если вы приобрели в автосалоне новый автомобиль предыдущего года выпуска, то первый осмотр придется пройти уже не через три, а через два года. В качестве контрольного механизма прохождения техосмотра законодатель предусмотрел заключение договора страхования гражданской ответственности: не получив в установленный срок диагностическую карту, оформить полис ОСАГО не получится.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цена ошибки Цена ошибки

Закрученная интрига Гран-при Канады порадовала болельщиков королевских гонок

АвтоМир
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать

Как именно работает искусственный интеллект в финансовом секторе

Inc.
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление

Чем чрезмерное использование нейросетей крайне вредно для нашего мозга

ТехИнсайдер
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты «Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

Forbes
8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект 8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект

Какие ритуалы стоит добавить в свою рутину, чтобы стать умнее

Maxim
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
Как заработать на будущее Как заработать на будущее

Актуальные инструменты пенсионных накоплений

Деньги
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Черное зеркало Черное зеркало

Aito Seres M5 – достойная замена Mercedes-Benz в России

Автопилот
Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир

Почему отец телевидения Владимир Зворыкин возненавидел свое творение

ТехИнсайдер
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Экосистемы с обилием бабочек лучше адаптировались к внезапным засухам Экосистемы с обилием бабочек лучше адаптировались к внезапным засухам

Как бабочки делают экосистемы более устойчивыми к засухам

N+1
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
«Человек-дракон» оказался денисовцем «Человек-дракон» оказался денисовцем

Денисовцы — один из самых из загадочных видов или подвидов древних людей...

N+1
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
Очень приятный царь Очень приятный царь

Был — панк, стал — царь: Константин Плотников о работе над ролью Петра Первого

СНОБ
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Открыть в приложении