Право
Техническая ошибка
Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию. Кто же ответит за аварию, которая произошла из-за технической неисправности?
Уже шесть лет назад был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отобрал у сотрудников ГИБДД право проведения техосмотра, исключив тем самым из его названия слово «государственный». Автообщественность вздохнула с облегчением: нет больше взяток, а у тех, кто по принципиальным соображениям проходил проверку честно, исчезла забота с тщательной подготовкой автомобиля к инспекции. Закон передал проверку технического состояния в частные руки, возложив номинальные функции контроля за операторами техосмотра на Российский союз автостраховщиков. Как и ожидалось, рынок отрегулировал все сам: владельцы страхового бизнеса, да и немногочисленные независимые операторы техосмотра, включились в борьбу за клиента, предлагая наперебой диагностическую карту в качестве подарка к полису ОСАГО (по закону, не пройдя техосмотр, нельзя оформить «автогражданку») и даже доставляя ее на дом. В результате процедуру проверки технического состояния честно проходит в лучшем случае каждый третий автовладелец.
А нужно ли вообще проверять исправность транспорта? Официальная статистика наталкивает, скорее, на отрицательный ответ. Так, по данным ГИБДД, технические неисправности транспортных средств зафиксированы лишь чуть более чем в 3 % аварий, произошедших в прошлом году. Заметьте, речь идет даже не о причинах ДТП, а лишь о сопутствующих им факторах. Иными словами, машина попала в аварию по другой причине, но при ее последующем осмотре были выявлены неисправности. Самым распространенным дефектом оказались разнокалиберные шины, ну а на такие важные системы, как тормоза и рулевое управление, пришлось в общей сложности лишь 5% недостатков (3,3 и 1,7% соответственно).
Но углубленное изучение этой проблемы позволяет сделать несколько иные выводы. В большинстве случаев сотрудники ГИБДД просто осматривают искореженный остов, фиксируя видимые невооруженным глазом недостатки. Ну а вынести вердикт об исправности, например, тормозов, а тем более установить, потеряли они работоспособность до аварии или в результате полученных повреждений, может только экспертиза. А проводится она редко.
Впрочем, и имеющиеся данные позволили экспертам прийти совсем к другим выводам в отношении влияния неисправностей автомобилей и мотоциклов на безопасность на дорогах. По информации Всероссийского научно-исследовательского института судебных экспертиз (ВНИИСЭ) Минюста России, технеисправности сопутствовали в среднем 12% аварий с пострадавшими. Среди установленных причин ДТП отказ тормозной системы составляет практически половину (48,4%) случаев. На проблемы с рулевым управлением приходится 28% установленных неисправностей, а на колеса и шины – 9,4%.
Эти данные наталкивают на совершенно другие мысли. Дело в том, что забота о «здоровье» транспортного средства, а также ответственность за последствия его «болезней» законодательно возложена на автовладельца. Если авария произошла, например, из-за отказавших тормозов, отвечать за ее последствия все равно придется водителю. В этом смысле, как ни странно, на помощь водителю может прийти тот самый закон о техосмотре, который возлагает ответственность за неисправность, ставшую причиной ДТП, на оператора техосмотра, который ее пропустил. Кроме того, честное прохождение техосмотра у квалифицированных специалистов повышает вероятность выявить проблему, о которой автовладелец, возможно, и не догадывался. Кстати, наиболее щепетильны в плане проверки состояния машин официальные дилеры, получившие аккредитацию на проведение техосмотра. Помимо того, что они берут на себя ответственность за исправность автомобиля клиента, есть у них и меркантильные соображения: найдя огрехи, сервис рассчитывает, что получит от клиента заказ на их устранение. Так что даже при такой несовершенной системе техосмотра не стоит игнорировать получение диагностической карты. Благо, ее стоимость незначительна.
Формула техосмотра
Периодичность проведения техосмотра установлена законом. Упрощенно формула для легковых автомобилей, используемых для личных или служебных нужд, не связанных с профессиональными перевозками, выглядит так: 3+2+2. Это означает, что первый техосмотр необходимо пройти через три года, далее два раза – через два года. После семи лет эксплуатации процедуру придется повторять ежегодно. Обратите внимание, что точкой отсчета определена не дата покупки машины, а года выпуска ее в обращение. Проще говоря, это год, когда был оформлен паспорт транспортного средства. Таким образом, если вы приобрели в автосалоне новый автомобиль предыдущего года выпуска, то первый осмотр придется пройти уже не через три, а через два года. В качестве контрольного механизма прохождения техосмотра законодатель предусмотрел заключение договора страхования гражданской ответственности: не получив в установленный срок диагностическую карту, оформить полис ОСАГО не получится.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl