Право
Правительство «подставило»
Российское правительство в этом году включило конвейер поправок в ПДД и, похоже, забыло, где он выключается. В конце октября с интервалом в неделю вышли аж две «порции» изменений. Больше всего шума наделал новый порядок проезда перекрестков с круговым движением. Как ни странно, общественность встретила нововведения если не c энтузиазмом, то с пониманием. Вроде как, если раньше все путались, у кого приоритет на круговом перекрестке, то теперь все стало понятно. Да и ссылка на зарубежный опыт, по всеобщему мнению, оказалась кстати. Увы, на поверку все оказалось не так радужно.
Раньше приоритет у транспортного средства, находящегося на круге, был только в том случае, если перед каждым въездом на перекресток висел знак «Уступите дорогу» или «Проезд без остановки запрещен». Если знаков приоритета на въезде на круг не было, то действовало универсальное правило помехи справа: тот, кто движется по кругу, должен был уступить дорогу тем, кто только въезжает на него. Теперь же ситуацию развернули в обратную сторону, фактически отменив «правило правой руки» для круговых перекрестков. Приоритетом пользуется тот, кто уже движется по кругу. Для получения этого приоритета не нужны никакие знаки, кроме, собственно, знака 4.3, обозначающего перекресток с круговым движением.
Но когда соотечественники с облегчением выдохнули и сказали «ну наконец-то все стало понятно», они ошиблись. Прежде всего потому, что после изменения ПДД отнюдь не все круги станут главными. Такая организация движения оправданна тогда, когда со всех примыкающих дорог интенсивность движения примерно одинакова. Если же транспортные потоки неравномерны или имеется «стратегическое» направление, которому необходимо дать приоритет, в дело вступают средства организации дорожного движения – дорожные знаки и светофоры. Ими может быть установлена совершенно иная очередность проезда, вплоть до того, что главной дорогой назначается только часть кругового участка (например, соединяющая «вход» и «выход» федеральной трассы). Так что смотреть на знаки все равно придется.
И о том, что теперь все «как на Западе». На самом деле в подавляющем большинстве стран действуют ровно такие же правила, как были в России до внесения поправок: приоритет находящихся на круге устанавливается с помощью соответствующих знаков. Это не только выработанный многолетним опытом оптимальный алгоритм, но и требования Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Зачем правительство пошло на очевидное нарушение норм международного права, совершенно непонятно. Этот вопрос мог бы остаться риторическим, если бы не опасность возникновения ДТП с участием водителей-иностранцев, количество которых неизбежно вырастет в период грядущего в следующем году футбольного чемпионата. Да и нашим соотечественникам вряд ли станет комфортнее на дорогах, ведь ломка годами выработанных стереотипов движения априори ничем хорошим не грозит.
Теперь о введении новой разметки, получившей в народе имя «вафельница» и предназначенной для обозначения части перекрестка, на которую запрещено выезжать, чтобы не создавать помех транспорту и пешеходам, движущимся с других направлений. Несмотря на то, что никаких международных норм она не нарушает, придется задуматься об элементарном здравом смысле. ПДД и так запрещают въезжать на перекресток, за которым образовалась пробка. Возникает вопрос: если запрещено въезжать на весь перекресток, то зачем еще отдельно запрещать въезжать на разлинованный «участок перекрестка»? Это приведет к тому, что водители будут бояться въезжать только на заштрихованный участок, полагая, что в других местах перекрестка остановиться можно. На самом деле не только «не можно», но и чревато штрафом. В заключение заметим, что если новый порядок проезда круговых перекрестков уже действует, то «вафельница» окончательно вступит в свои права через полгода.
Как накажут
Даже если не произойдет аварии, водителям, запутавшимся в правилах проезда перекрестков с круговым движением, грозит штраф. По части 2 статьи 12.13 КоАП РФ невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей. За нарушение новой разметки будет отвечать та же статья Кодекса, только первая ее часть. По ней оштрафуют опять на тысячу рублей за «выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Еще раз подчеркнем, что для наказания по это статье вовсе не обязательно остановиться на «вафельнице», поскольку границы перекрестка могут быть намного больше заштрихованной области: согласно ПДД, они определяются как «ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl