Стоит ли руководствоваться новыми дорожными знаками

АвтоМирАвто

Нестандартное решение

Стоит ли руководствоваться новыми дорожными знаками, которые могут появиться на дорогах уже в наступившем году?

Текст: Алексей Лучников

Осенью прошлого года вступил в силу предварительный национальный стандарт «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения», утвержденный Росстандартом и действующий до 1 ноября 2020 года. Разработку документа лоббировал Дептранс Москвы и некая общественная организация, пользующаяся поддержкой на федеральном и региональном уровнях и сделавшая себе имя на сомнительных новациях в сфере дорожного движения. Общественности нововведения были преподнесены не иначе как настоящий прорыв в дорожной сигнализации, хотя на поверку все оказалось не так радужно.

В двух словах о том, что же нового в стандарте. Во-первых, появилось много дорожных знаков, которые, по мнению разработчиков, в конечном счете, наоборот, должны уменьшить количество знаков на дорогах, объединив различные комбинации в один и сделав движение комфортнее для всех участников. В итоге получились какие-то немыслимые изображения, вызывающие в одних случаях улыбку, в других – недоумение. Например, в одну табличку умудрились уместить информацию о платной парковке с указанием количества мест, в другую – правила приоритета с направлениями движения по полосам. А хитроумные конфигурации стрелок, указывающих направления движения по полосе, порой способны загнать в ступор. Венцом этого эпохального труда стало появление знака «Уступи всем и можно направо», выводящего взаимоотношения на дороге на новый уровень: он разрешает движение на красный сигнал светофора. Вторая новация направлена на уменьшение размера знаков все с той же целью – убрать «мусор» с дорог, чтобы не уродовать городскую среду.

А кто ответит?

Оставим в стороне вопрос эстетики городских улиц, а поговорим лучше о правовом аспекте. Судя по тому, что за стандартом стоит правительство Москвы, именно столица станет полигоном для обкатывания новаций (не самое подходящее место для проведения экспериментов, не находите?). Ну а как быть участникам дорожного движения, обязанность которых – руководствоваться исключительно требованиями Правил дорожного движения, а также предусмотренными ими знаками и разметкой? Выходит, что пока тот или иной знак не закреплен в Правилах, юридической обязанности руководствоваться им у водителя не возникает, а потому и наказать за его нарушение нельзя. Но учтите, что в обратную сторону это правило не работает! Если водитель, полагаясь на такой знак, нарушает ПДД, наказать его просто обязаны. Например, за проезд на красный сигнал светофора водителя, воспользовавшегося экспериментальным знаком, оштрафуют на 1000 рублей, а за повторное нарушение направят документы в суд, где наложат штраф в 5000 рублей, а то и вовсе лишат права управления транспортом на срок от 4 до 6 месяцев.

Плохо будет всем

Поворот налево в нарушение требований разметки или знаков – тоже недешевое удовольствие ценой от одной до полутора тысяч рублей.

Самое интересное, что от введения новых знаков могут пострадать не только водители, но и владельцы дорог, которых должны наказать в соответствии с КоАП РФ за применение технических средств, не соответствующих законодательству. О решимости применять нормы закона в отношении нерадивых дорожников МВД уже заявило. Но вот хватит ли смелости штрафовать столичное правительство – большой вопрос. Но есть и более важный вопрос: что же это за стандарт, применять который нельзя ни дорожникам, ни водителям?

В одном мы согласны с авторами экспериментального стандарта: порой знаков действительно применяется слишком много, из-за чего их идентификация в условиях плотного трафика затруднена. Но решать эту проблему путем введения дополнительных знаков, прямо скажем, оригинально. А еще очень жаль, что авторы документа забыли главный принцип дорожной сигнализации – сообщения должны быть лаконичными, хорошо распознаваемыми и потому понятными каждому участнику движения. Это – непременное условие безопасности на дороге, но в погоне за местечковыми интересами и пиаром, похоже, вопросы жизни и здоровья людей играют далеко не первую роль.

Поворот не туда

Вопрос о разрешении поворота направо при горящем красном сигнале светофора муссируется уже несколько лет. Однако каждый раз заинтересованные федеральные министерства высказываются категорически против такой меры. Можно было бы обвинить чиновников в заскорузлости мышления, но научно-исследовательские и дорожно-проектные организации, в которые эта инициатива также направлялась, в один голос подтверждают вывод МВД и Минтранса. Все сводится к двум аргументам, почему делать этого не стоит. Первое – разрешить проезд на красный, даже если будет специальный знак, означает открыть «ящик Пандоры» – водители начнут применять это по своему усмотрению, что до добра не доведет. Первыми, по мнению специалистов, под удар попадут пешеходы, которые могут переходить дорогу на перекрестке. Второй аргумент сугубо юридического свойства. Фактически Правительству предлагается нарушить международные обязательства России, вытекающие из Конвенции о дорожных знаках и сигналах, которая без всяких оговорок запрещает проезд на красный сигнал светофора. «Реформаторы» изрядно лукавят, приводя в пример другие государства, где такой поворот разрешен. На самом деле страны, где можно поворачивать на красный сигнал, можно пересчитать по пальцам рук.

Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media, РИА «Новости»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беги как кроссовер Беги как кроссовер

На фестивале бега Rosa Run участники преодолевали самые разные маршруты

АвтоМир
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Быстрей тебя водить Быстрей тебя водить

На Байкале прошли очередные скоростные заезды

Автопилот
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк

Мученик-трампист Чарли Кирк был консерватором, популярным среди молодежи

Ведомости
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Непохожая Непохожая

Софья Синицына — о драмеди «Виноград» и о том, как играть на сопротивление

Grazia
Семь способов активировать внутренний навигатор Семь способов активировать внутренний навигатор

Как научиться ориентироваться без навигатора в телефоне?

Здоровье
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября Как продлить жизнь букету цветов: актуальный лайфхак к 1 сентября

Как продлить жизнь растениям в вазе с научной точки зрения?

ТехИнсайдер
Ищу квартиру Ищу квартиру

Как не разориться при съеме жилья и на что обратить особое внимание?

Лиза
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
Как повысить конверсию сайта и заявок: 9 шагов к эффективной воронке в digital-маркетинге Как повысить конверсию сайта и заявок: 9 шагов к эффективной воронке в digital-маркетинге

Посетители приходят на сайт — но не оставляют заявки?

ТехИнсайдер
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Я тебя понимаю Я тебя понимаю

Когда рядом есть люди, которые могут выслушать и понять, это и есть эмпатия

Лиза
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Платформенные ожидания Платформенные ожидания

Какие правила будут разработаны в рамках закона о платформенной экономике?

Ведомости
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Открыть в приложении