Стоит ли руководствоваться новыми дорожными знаками

АвтоМирАвто

Нестандартное решение

Стоит ли руководствоваться новыми дорожными знаками, которые могут появиться на дорогах уже в наступившем году?

Текст: Алексей Лучников

Осенью прошлого года вступил в силу предварительный национальный стандарт «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения», утвержденный Росстандартом и действующий до 1 ноября 2020 года. Разработку документа лоббировал Дептранс Москвы и некая общественная организация, пользующаяся поддержкой на федеральном и региональном уровнях и сделавшая себе имя на сомнительных новациях в сфере дорожного движения. Общественности нововведения были преподнесены не иначе как настоящий прорыв в дорожной сигнализации, хотя на поверку все оказалось не так радужно.

В двух словах о том, что же нового в стандарте. Во-первых, появилось много дорожных знаков, которые, по мнению разработчиков, в конечном счете, наоборот, должны уменьшить количество знаков на дорогах, объединив различные комбинации в один и сделав движение комфортнее для всех участников. В итоге получились какие-то немыслимые изображения, вызывающие в одних случаях улыбку, в других – недоумение. Например, в одну табличку умудрились уместить информацию о платной парковке с указанием количества мест, в другую – правила приоритета с направлениями движения по полосам. А хитроумные конфигурации стрелок, указывающих направления движения по полосе, порой способны загнать в ступор. Венцом этого эпохального труда стало появление знака «Уступи всем и можно направо», выводящего взаимоотношения на дороге на новый уровень: он разрешает движение на красный сигнал светофора. Вторая новация направлена на уменьшение размера знаков все с той же целью – убрать «мусор» с дорог, чтобы не уродовать городскую среду.

А кто ответит?

Оставим в стороне вопрос эстетики городских улиц, а поговорим лучше о правовом аспекте. Судя по тому, что за стандартом стоит правительство Москвы, именно столица станет полигоном для обкатывания новаций (не самое подходящее место для проведения экспериментов, не находите?). Ну а как быть участникам дорожного движения, обязанность которых – руководствоваться исключительно требованиями Правил дорожного движения, а также предусмотренными ими знаками и разметкой? Выходит, что пока тот или иной знак не закреплен в Правилах, юридической обязанности руководствоваться им у водителя не возникает, а потому и наказать за его нарушение нельзя. Но учтите, что в обратную сторону это правило не работает! Если водитель, полагаясь на такой знак, нарушает ПДД, наказать его просто обязаны. Например, за проезд на красный сигнал светофора водителя, воспользовавшегося экспериментальным знаком, оштрафуют на 1000 рублей, а за повторное нарушение направят документы в суд, где наложат штраф в 5000 рублей, а то и вовсе лишат права управления транспортом на срок от 4 до 6 месяцев.

Плохо будет всем

Поворот налево в нарушение требований разметки или знаков – тоже недешевое удовольствие ценой от одной до полутора тысяч рублей.

Самое интересное, что от введения новых знаков могут пострадать не только водители, но и владельцы дорог, которых должны наказать в соответствии с КоАП РФ за применение технических средств, не соответствующих законодательству. О решимости применять нормы закона в отношении нерадивых дорожников МВД уже заявило. Но вот хватит ли смелости штрафовать столичное правительство – большой вопрос. Но есть и более важный вопрос: что же это за стандарт, применять который нельзя ни дорожникам, ни водителям?

В одном мы согласны с авторами экспериментального стандарта: порой знаков действительно применяется слишком много, из-за чего их идентификация в условиях плотного трафика затруднена. Но решать эту проблему путем введения дополнительных знаков, прямо скажем, оригинально. А еще очень жаль, что авторы документа забыли главный принцип дорожной сигнализации – сообщения должны быть лаконичными, хорошо распознаваемыми и потому понятными каждому участнику движения. Это – непременное условие безопасности на дороге, но в погоне за местечковыми интересами и пиаром, похоже, вопросы жизни и здоровья людей играют далеко не первую роль.

Поворот не туда

Вопрос о разрешении поворота направо при горящем красном сигнале светофора муссируется уже несколько лет. Однако каждый раз заинтересованные федеральные министерства высказываются категорически против такой меры. Можно было бы обвинить чиновников в заскорузлости мышления, но научно-исследовательские и дорожно-проектные организации, в которые эта инициатива также направлялась, в один голос подтверждают вывод МВД и Минтранса. Все сводится к двум аргументам, почему делать этого не стоит. Первое – разрешить проезд на красный, даже если будет специальный знак, означает открыть «ящик Пандоры» – водители начнут применять это по своему усмотрению, что до добра не доведет. Первыми, по мнению специалистов, под удар попадут пешеходы, которые могут переходить дорогу на перекрестке. Второй аргумент сугубо юридического свойства. Фактически Правительству предлагается нарушить международные обязательства России, вытекающие из Конвенции о дорожных знаках и сигналах, которая без всяких оговорок запрещает проезд на красный сигнал светофора. «Реформаторы» изрядно лукавят, приводя в пример другие государства, где такой поворот разрешен. На самом деле страны, где можно поворачивать на красный сигнал, можно пересчитать по пальцам рук.

Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media, РИА «Новости»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Статья расхода Статья расхода

Подборка машин с самыми низкими показателями паспортного расхода

АвтоМир
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
О «LA’Театре» О «LA’Театре»

О театральной повестке в «LA’Театре»

Дилетант
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Таблетка против предвзятости: как Гертруда Элайон придумала первые лекарства от рака Таблетка против предвзятости: как Гертруда Элайон придумала первые лекарства от рака

Как упорство и вера в науку помогли Гертруде Элайон изменить медицину?

Forbes
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка

Субмарининг: что это такое и почему люди так себя ведут?

VOICE
Почему голубые пейзажи вызывают ностальгию и улучшают психическое самочувствие Почему голубые пейзажи вызывают ностальгию и улучшают психическое самочувствие

Как ностальгия влияет на наше психическое благополучие

ТехИнсайдер
Диета при менопаузе Диета при менопаузе

Рацион, который уменьшит неприятные симптомы менопаузы

Лиза
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Не только завод Не только завод

Как бизнес, власть и жители перезапустили Выксу

Эксперт
Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино» Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино»

Все гладко складывается только в плохом кино

Коллекция. Караван историй
Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам

Платят за брак: как регионы поощряют семейные пары

Ведомости
Кадры заколебались Кадры заколебались

Ротация высших региональных чиновников вернулась к стандартному уровню

Ведомости
Открыть в приложении