Стоит ли руководствоваться новыми дорожными знаками

АвтоМирАвто

Нестандартное решение

Стоит ли руководствоваться новыми дорожными знаками, которые могут появиться на дорогах уже в наступившем году?

Текст: Алексей Лучников

Осенью прошлого года вступил в силу предварительный национальный стандарт «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения», утвержденный Росстандартом и действующий до 1 ноября 2020 года. Разработку документа лоббировал Дептранс Москвы и некая общественная организация, пользующаяся поддержкой на федеральном и региональном уровнях и сделавшая себе имя на сомнительных новациях в сфере дорожного движения. Общественности нововведения были преподнесены не иначе как настоящий прорыв в дорожной сигнализации, хотя на поверку все оказалось не так радужно.

В двух словах о том, что же нового в стандарте. Во-первых, появилось много дорожных знаков, которые, по мнению разработчиков, в конечном счете, наоборот, должны уменьшить количество знаков на дорогах, объединив различные комбинации в один и сделав движение комфортнее для всех участников. В итоге получились какие-то немыслимые изображения, вызывающие в одних случаях улыбку, в других – недоумение. Например, в одну табличку умудрились уместить информацию о платной парковке с указанием количества мест, в другую – правила приоритета с направлениями движения по полосам. А хитроумные конфигурации стрелок, указывающих направления движения по полосе, порой способны загнать в ступор. Венцом этого эпохального труда стало появление знака «Уступи всем и можно направо», выводящего взаимоотношения на дороге на новый уровень: он разрешает движение на красный сигнал светофора. Вторая новация направлена на уменьшение размера знаков все с той же целью – убрать «мусор» с дорог, чтобы не уродовать городскую среду.

А кто ответит?

Оставим в стороне вопрос эстетики городских улиц, а поговорим лучше о правовом аспекте. Судя по тому, что за стандартом стоит правительство Москвы, именно столица станет полигоном для обкатывания новаций (не самое подходящее место для проведения экспериментов, не находите?). Ну а как быть участникам дорожного движения, обязанность которых – руководствоваться исключительно требованиями Правил дорожного движения, а также предусмотренными ими знаками и разметкой? Выходит, что пока тот или иной знак не закреплен в Правилах, юридической обязанности руководствоваться им у водителя не возникает, а потому и наказать за его нарушение нельзя. Но учтите, что в обратную сторону это правило не работает! Если водитель, полагаясь на такой знак, нарушает ПДД, наказать его просто обязаны. Например, за проезд на красный сигнал светофора водителя, воспользовавшегося экспериментальным знаком, оштрафуют на 1000 рублей, а за повторное нарушение направят документы в суд, где наложат штраф в 5000 рублей, а то и вовсе лишат права управления транспортом на срок от 4 до 6 месяцев.

Плохо будет всем

Поворот налево в нарушение требований разметки или знаков – тоже недешевое удовольствие ценой от одной до полутора тысяч рублей.

Самое интересное, что от введения новых знаков могут пострадать не только водители, но и владельцы дорог, которых должны наказать в соответствии с КоАП РФ за применение технических средств, не соответствующих законодательству. О решимости применять нормы закона в отношении нерадивых дорожников МВД уже заявило. Но вот хватит ли смелости штрафовать столичное правительство – большой вопрос. Но есть и более важный вопрос: что же это за стандарт, применять который нельзя ни дорожникам, ни водителям?

В одном мы согласны с авторами экспериментального стандарта: порой знаков действительно применяется слишком много, из-за чего их идентификация в условиях плотного трафика затруднена. Но решать эту проблему путем введения дополнительных знаков, прямо скажем, оригинально. А еще очень жаль, что авторы документа забыли главный принцип дорожной сигнализации – сообщения должны быть лаконичными, хорошо распознаваемыми и потому понятными каждому участнику движения. Это – непременное условие безопасности на дороге, но в погоне за местечковыми интересами и пиаром, похоже, вопросы жизни и здоровья людей играют далеко не первую роль.

Поворот не туда

Вопрос о разрешении поворота направо при горящем красном сигнале светофора муссируется уже несколько лет. Однако каждый раз заинтересованные федеральные министерства высказываются категорически против такой меры. Можно было бы обвинить чиновников в заскорузлости мышления, но научно-исследовательские и дорожно-проектные организации, в которые эта инициатива также направлялась, в один голос подтверждают вывод МВД и Минтранса. Все сводится к двум аргументам, почему делать этого не стоит. Первое – разрешить проезд на красный, даже если будет специальный знак, означает открыть «ящик Пандоры» – водители начнут применять это по своему усмотрению, что до добра не доведет. Первыми, по мнению специалистов, под удар попадут пешеходы, которые могут переходить дорогу на перекрестке. Второй аргумент сугубо юридического свойства. Фактически Правительству предлагается нарушить международные обязательства России, вытекающие из Конвенции о дорожных знаках и сигналах, которая без всяких оговорок запрещает проезд на красный сигнал светофора. «Реформаторы» изрядно лукавят, приводя в пример другие государства, где такой поворот разрешен. На самом деле страны, где можно поворачивать на красный сигнал, можно пересчитать по пальцам рук.

Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media, РИА «Новости»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Lada Granta Cross: Второе высшее Lada Granta Cross: Второе высшее

Превратившись из «Калины» в «Гранту», универсал сильно изменился внешне

АвтоМир
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Самый сок Самый сок

Почему кроссовер Jaecoo J7 Supreme-V — технический деликатес

Автопилот
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Сохранить и приумножить Сохранить и приумножить

Как музеи с гражданами спасали ее культурное наследие во время войны

Вокруг света
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется

На каких направлениях сосредоточился ВЦИОМ и что станет с опросами населения

Ведомости
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Новая жизнь Новая жизнь

Как сделать косметический ремонт своими руками

Лиза
Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести

Почему борцов за сохранение природы настораживает мода на экотуризм?

Forbes
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
«Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов «Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов

О карьере юной звезды Ламина Ямаля

Forbes
Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия Раскрыт секретный рецепт римского бетона, который пережил тысячелетия

Чем состав и технология производства римского бетона отличались от современного

Inc.
Узнать за 60 секунд Узнать за 60 секунд

Почему мы стремимся ускорить все процессы и как это влияет на наш мозг

Men Today
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Астраханское море Астраханское море

Знакомься, наше российское Мертвое море — озеро Баскунчак

Лиза
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений

В Каннах самые звездные дорожки, но все меньше проектов с голливудскими звездами

Ведомости
Кто сказал «мама» Кто сказал «мама»

Как в разных странах мира называют родственников

Вокруг света
От свалок до цифровизации От свалок до цифровизации

Особенности управления мусорными отходами в РФ и в мире

Ведомости
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении