Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией

АвтоМирАвто

Народное средство

Неказистый конек-горбунок, две лошадиные силы. Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией и не подозревали, что потомки причислят машину к сокровищам нации

Текст Александр Катаев
Фото Citroёn

Легенда фирмы гласит, что летним днем 1935 года директор Пьер Жюль Буланже рулил меж деревень и увяз в заторе из тихоходных повозок. Смешались в кучу кони, люди...Тут шеф якобы задумался о всенародной автомобилизации и заказал массовый опрос населения. Выяснилось, что многие из простых слоев – фермеры, мастеровые, торговцы – готовы купить машину, будь она недорогой, несложной и надежной. Так родился проект Toute Petite Voiture (TPV), или Очень Маленького Автомобиля.

Один из прототипов-циклопов (1937 г.). Очень дешево и сердито. Двух фар закон еще не требовал. Пуск ручным стартером. Двери на центральных рояльных петлях открывались одна к другой, так долго было и в серии. Сиденья а-ля гамаки, полотна спинок висели на привязи

Де шво, дешево

Черты модели шеф обрисовал так: малолитражка для перевозки четырех человек и 50 кг картошки, скорость до 60 км/ч, расход 3 л/100 км, а подвеска такая, чтобы ехать по пахоте с корзиной невредимых яиц. Главным по TPV стал Андре Лефевр, а стилистом – Фламинио Бертони, оба ранее создали прорывной Traction Avant. Построили более 200 прототипов, экспериментируя с одно- и двухцилиндровыми моторами, а также схемами ходовой, нещадно избавляясь от всего «лишнего», что влияло на массу и цену. Осенью 1939-го результат хотели показать публике. И тут началась война. Завод подвергся бомбежке, уцелевшие прототипы разобрали и спрятали.

Серийный вариант Франция увидела в 1948 году на автосалоне в Париже. Пресса истыкала новинку перьями, обзывая жестянкой для четырех сардин. Президент страны Жюль Венсан Ориоль, осмотрев чудо-мобиль на стенде, говорят, попросил себя ущипнуть. Публика смеялась и показывала пальцами, но... Через год за «жестянкой» уже вытянулась очередь, которая продолжала удлиняться.

Citroёn 2CV полностью отвечал идее Буланже, был прост и понятен, функционален и дешев. Он вышел симпатичнее прототипов, имел уже две фары и два дворника, каркасные сиденья вместо ранних с подвесными спинками. Появился электростартер. Если у TPV гидравлика приводила тормоза лишь на передней ведущей оси, то здесь работала на все барабаны. Инженерной удачей стала длинноходная всепрощающая подвеска. Оппозитный 2-цилиндровый «воздушник» объемом 375 см3 выдавал 9 л.с. при 3200 об/мин, а название «Де шво» указывало, что налогом облагаются только две силы. Моторчик сопрягли с 4-ступенчатой МКП. Насчет комфорта реклама сообщала, что у 2CV есть отопитель для зимы, а летом кузов проветривается.

С начала 60-х стали предлагать опциональный радиоприемник, что интересно – съемный, который можно уносить с собой. По умолчанию интерьер всегда был проще простого. На фото шикарное по меркам 2CV исполнение поздней версии Hermes
Легок на подъем Кузов TPV был из алюминия, а серийный стал стальным. Но 2CV сохранил мягкую крышу и потяжелел лишь до 500 кг с небольшим. Как и задумывалось, он развивал 50-60 км/ч, расходуя минимум бензина

Развитие событий

Спрос увеличивался так быстро, что не поспевало производство. Клиенты терпеливо ждали свои «Де шво» по нескольку лет. Серьезных претензий к модели не было, но изредка ее все же улучшали. Мотор прибавил в объеме до 425 см3 (вначале был 12-сильным, но затем мощность росла), более поздняя топ-версия вышла уже с 29-сильным двигателем, который позволял развить аж 115 км/ч. Передние двери в 1964 году сделали открывающимися по ходу. Со временем появились указатель топлива вместо щупа, иные приборы и руль, раздельные кресла, радио, пластик отделки, гидравлические амортизаторы и дисковые тормоза. И никаких принципиальных влияний на концепцию «Четверо в дешевой жестянке, не считая картошки».

Автомобиль послужил основой нескольких интересных производных. Например, в 1958 году вышла полноприводная двухмоторная (!) версия Sahara. По мотору на ось, причем и заводились они порознь. Спустя десять лет представили знаменитый Mehari выходного дня с пластиковым кузовом-ящичком под символическим тентом, моноприводный, потом и 4х4. А вот преемника у модели не случилось. Citroёn 2CV до конца долгой серийной жизни оставался уникумом, знаковым для всей автомобильной истории, как и мечтал когда-то его создатель.

Сборка модели шла до 1990 года, и не только во Франции, а итоговый тираж, по данным фирмы, составил 5 млн экземпляров. Особая двухцветная версия Charleston – пример машины начала 80-х

Образы и подобия

За сорок два года жизни Citroёn 2CV успел выступить в разных воплощениях, среди которых версии для гонок и даже для армии. Было и много ролей в кинематографе. Например, участие автомобиля в бондиане «Только для твоих глаз», где ярко-желтый 2CV помогал агенту 007 со спутницей уйти от погони, кубарем падая с уклонов.

1982 г.

Серия из 500 машин после фильма о Джеймсе Бонде. По кузову наклеены пулевые отметины.

1951-1977 гг.

Фургон брал на борт 250 кг. У грузопассажирского был кузов с окнами и съемным сиденьем.

1967-1983 гг

Хэтчбек Dyane создали на основе 2CV в пику Renault 4. Выпущено около 1,4 млн экземпляров.

1960-1968 гг.

Дорогая и малотиражная Sahara 4х4. Запаску на капот вытеснил второй мотор сзади.

1968-1988 гг.

Пластиковый Mehari 4х2 или 4х4.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все получится Все получится

Известие об открытии автозавода Haval в Тульской области выглядит оптимистично

АвтоМир
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
Сильно больше Сильно больше

Tank 700 готов подтвердить свое лидерство не только выразительной внешностью

Автопилот
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Россия признала вино Россия признала вино

Как развивается в России производство винной продукции

Ведомости
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих

Клопы-хищнецы научились обманывать жертв, заманивая их в ловушку

N+1
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Риск инфаркта оказался меньше после шунтирования желудка по сравнению с рукавной пластикой Риск инфаркта оказался меньше после шунтирования желудка по сравнению с рукавной пластикой

Риск инфаркта миокарда ниже после шунтирования желудка, чем после гастропластики

N+1
Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля

Андреа Кими Антонелли — самый юный обладатель поул-позиции в истории «Формулы-1»

РБК
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран

VisionLabs внедрил систему обнаружения дипфейков в банки России

Forbes
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Когда в автомобиле пригодится плед: 10 неочевидных ситуаций Когда в автомобиле пригодится плед: 10 неочевидных ситуаций

Советы по использованию пледа в автопоездке

ТехИнсайдер
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Худеем на супах Худеем на супах

Надоело скидывать вес на салатах и гречке? Попробуй суповые диеты

Лиза
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Открыть в приложении