Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией

АвтоМирАвто

Народное средство

Неказистый конек-горбунок, две лошадиные силы. Семьдесят лет назад французы встречали Citroёn 2CV с иронией и не подозревали, что потомки причислят машину к сокровищам нации

Текст Александр Катаев
Фото Citroёn

Легенда фирмы гласит, что летним днем 1935 года директор Пьер Жюль Буланже рулил меж деревень и увяз в заторе из тихоходных повозок. Смешались в кучу кони, люди...Тут шеф якобы задумался о всенародной автомобилизации и заказал массовый опрос населения. Выяснилось, что многие из простых слоев – фермеры, мастеровые, торговцы – готовы купить машину, будь она недорогой, несложной и надежной. Так родился проект Toute Petite Voiture (TPV), или Очень Маленького Автомобиля.

Один из прототипов-циклопов (1937 г.). Очень дешево и сердито. Двух фар закон еще не требовал. Пуск ручным стартером. Двери на центральных рояльных петлях открывались одна к другой, так долго было и в серии. Сиденья а-ля гамаки, полотна спинок висели на привязи

Де шво, дешево

Черты модели шеф обрисовал так: малолитражка для перевозки четырех человек и 50 кг картошки, скорость до 60 км/ч, расход 3 л/100 км, а подвеска такая, чтобы ехать по пахоте с корзиной невредимых яиц. Главным по TPV стал Андре Лефевр, а стилистом – Фламинио Бертони, оба ранее создали прорывной Traction Avant. Построили более 200 прототипов, экспериментируя с одно- и двухцилиндровыми моторами, а также схемами ходовой, нещадно избавляясь от всего «лишнего», что влияло на массу и цену. Осенью 1939-го результат хотели показать публике. И тут началась война. Завод подвергся бомбежке, уцелевшие прототипы разобрали и спрятали.

Серийный вариант Франция увидела в 1948 году на автосалоне в Париже. Пресса истыкала новинку перьями, обзывая жестянкой для четырех сардин. Президент страны Жюль Венсан Ориоль, осмотрев чудо-мобиль на стенде, говорят, попросил себя ущипнуть. Публика смеялась и показывала пальцами, но... Через год за «жестянкой» уже вытянулась очередь, которая продолжала удлиняться.

Citroёn 2CV полностью отвечал идее Буланже, был прост и понятен, функционален и дешев. Он вышел симпатичнее прототипов, имел уже две фары и два дворника, каркасные сиденья вместо ранних с подвесными спинками. Появился электростартер. Если у TPV гидравлика приводила тормоза лишь на передней ведущей оси, то здесь работала на все барабаны. Инженерной удачей стала длинноходная всепрощающая подвеска. Оппозитный 2-цилиндровый «воздушник» объемом 375 см3 выдавал 9 л.с. при 3200 об/мин, а название «Де шво» указывало, что налогом облагаются только две силы. Моторчик сопрягли с 4-ступенчатой МКП. Насчет комфорта реклама сообщала, что у 2CV есть отопитель для зимы, а летом кузов проветривается.

С начала 60-х стали предлагать опциональный радиоприемник, что интересно – съемный, который можно уносить с собой. По умолчанию интерьер всегда был проще простого. На фото шикарное по меркам 2CV исполнение поздней версии Hermes
Легок на подъем Кузов TPV был из алюминия, а серийный стал стальным. Но 2CV сохранил мягкую крышу и потяжелел лишь до 500 кг с небольшим. Как и задумывалось, он развивал 50-60 км/ч, расходуя минимум бензина

Развитие событий

Спрос увеличивался так быстро, что не поспевало производство. Клиенты терпеливо ждали свои «Де шво» по нескольку лет. Серьезных претензий к модели не было, но изредка ее все же улучшали. Мотор прибавил в объеме до 425 см3 (вначале был 12-сильным, но затем мощность росла), более поздняя топ-версия вышла уже с 29-сильным двигателем, который позволял развить аж 115 км/ч. Передние двери в 1964 году сделали открывающимися по ходу. Со временем появились указатель топлива вместо щупа, иные приборы и руль, раздельные кресла, радио, пластик отделки, гидравлические амортизаторы и дисковые тормоза. И никаких принципиальных влияний на концепцию «Четверо в дешевой жестянке, не считая картошки».

Автомобиль послужил основой нескольких интересных производных. Например, в 1958 году вышла полноприводная двухмоторная (!) версия Sahara. По мотору на ось, причем и заводились они порознь. Спустя десять лет представили знаменитый Mehari выходного дня с пластиковым кузовом-ящичком под символическим тентом, моноприводный, потом и 4х4. А вот преемника у модели не случилось. Citroёn 2CV до конца долгой серийной жизни оставался уникумом, знаковым для всей автомобильной истории, как и мечтал когда-то его создатель.

Сборка модели шла до 1990 года, и не только во Франции, а итоговый тираж, по данным фирмы, составил 5 млн экземпляров. Особая двухцветная версия Charleston – пример машины начала 80-х

Образы и подобия

За сорок два года жизни Citroёn 2CV успел выступить в разных воплощениях, среди которых версии для гонок и даже для армии. Было и много ролей в кинематографе. Например, участие автомобиля в бондиане «Только для твоих глаз», где ярко-желтый 2CV помогал агенту 007 со спутницей уйти от погони, кубарем падая с уклонов.

1982 г.

Серия из 500 машин после фильма о Джеймсе Бонде. По кузову наклеены пулевые отметины.

1951-1977 гг.

Фургон брал на борт 250 кг. У грузопассажирского был кузов с окнами и съемным сиденьем.

1967-1983 гг

Хэтчбек Dyane создали на основе 2CV в пику Renault 4. Выпущено около 1,4 млн экземпляров.

1960-1968 гг.

Дорогая и малотиражная Sahara 4х4. Запаску на капот вытеснил второй мотор сзади.

1968-1988 гг.

Пластиковый Mehari 4х2 или 4х4.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Печальные цифры Печальные цифры

Опубликован очередной рейтинг российских регионов с самыми опасными дорогами

АвтоМир
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

О главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами

Inc.
«Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри» «Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри»

Приватизация и либерализация цен изменила жизнь россиян

N+1
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет

О том, какие технологии в гаджетах имеют тенденцию к полному исчезновению

ТехИнсайдер
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса

Как строить более точные, этичные и адаптивные системы искусственного интеллекта

Inc.
Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы

Что необходимо для победы в технологической гонке? Отвечают эксперты и аналитики

ФедералПресс
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана Дипфейк и верификация видео: как не стать жертвой обмана

Как обезопасить себя от дипфейков и мошеннических видео

Правила жизни
Волнительный момент Волнительный момент

Как хронический стресс сказывается на коже?

Лиза
Открыть в приложении