Правила, которые позволят пережить зиму без потерь для нервов и кошелька

АвтоМирАвто

Право

Колесные советы

В канун традиционной сезонной переобувки напомним основные правила, которые позволят пережить зиму без потерь для нервов и кошелька

Правила использования автомобильных шин в последнее время претерпели ряд изменений. Итак, требования к шинам содержатся в двух документах – техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. К сожалению, между собой они никак не взаимоувязаны, что нередко порождает путаницу. Принципиальная разница между ними для автовладельцев заключается в том, что за нарушение требований Основных положений могут оштрафовать, поскольку в Административном кодексе есть соответствующая статья (часть 1 статьи 12.5). А вот исполнение львиной доли регламента закон никак не контролирует, из-за чего он остается, по сути дела, рекомендательным.

Начнем с самого главного вопроса: обязательны ли зимние шины в соответствующий период? Однозначный ответ на него есть только в приложении 8 к техническому регламенту: «запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль)». Сразу же смотрим упомянутый пункт и находим в нем минимально допустимую для зимних шин высоту протектора, которая составляет 4 миллиметра. Если у покрышек имеется индикатор износа, ориентироваться надо на него. В отличие от обязанности иметь зимние шины, требования к протектору продублированы в Основных положениях. В результате получаем парадокс: за отсутствие зимних шин штрафовать права не имеют, а вот если они есть, но протектор изношен сильнее положенного, водителю грозит 500-рублевый штраф. Возможно, в этом есть определенная логика, ведь в ряде регионов нашей огромной страны вполне можно обойтись и без зимних колес.

Имеются в обоих документах и другие требования, которые, хотя и сформулированы по-разному, но говорят об одном и том же: на одной оси шины должны быть одинаковыми не только по размеру, но и по типу, предназначению, конструкции, рисунку протектора. Все это призвано обеспечить управляемость и курсовую устойчивость автомобиля, а также более предсказуемое поведение на неоднородном дорожном покрытии. Той же цели служит обязательное условие использования ошипованных шин одновременно на всех колесах. Иными словами, если уж решились на использование «шиповок», то обувайте в них сразу все четыре колеса.

Любопытно, что если техрегламент требует выполнения рекомендаций автопроизводителя по индексам нагрузки и скорости, то Основные положения контролируют только несущую способность (индекс нагрузки). Разумеется, запрещена эксплуатация поврежденных шин. «Точка невозврата» – разрушение корда, который создает силовую структуру покрышки. Во избежание разрыва колеса на высокой скорости, когда, с одной стороны, колесо испытывает максимальные нагрузки, а с другой, последствия могут быть особенно драматичными, такие колеса лучше даже не пытаться ремонтировать. Грыжи и отслоения – тоже стопроцентный диагноз для колеса, постановка которого оставляет единственный путь – в утиль. И не слушайте шиномонтажников и соседей по гаражу, уверяющих, что можно починить и поставить на заднюю ось, оставить в качестве запаски и тому подобное – цена надежды на «авось» может быть слишком высока.

И наконец напомним, что если вы эксплуатируете шипованные шины, не забудьте наклеить на заднее стекло соответствующий опознавательный знак – букву «Ш» в красном треугольнике. Да, это очевидный пережиток прошлого, который не несет какой-либо смысловой нагрузки. Тем не менее, такое требование в Основных положениях есть и за его невыполнение водителю грозит штраф в размере 500 рублей.

Рубли на километры

Автовладельцы любят экспериментировать с размерностью шин, о чем, в частности, свидетельствуют результаты мониторинга автомобильных интернет-форумов. Цели разные – от улучшения дизайна до получения желаемых эксплуатационных характеристик: плавности хода, проходимости, экономичности, уровня шума и прочего. Законодательство же требует использовать шины строго того размера, который рекомендован заводом-изготовителем автомобиля. И здесь мы полностью встаем на сторону автопроизводителя. Прежде всего, оптимальный размер определен исходя из сопоставления множества факторов и подтвержден сотнями километров полигонных и натурных испытаний. Отступление от заводских рекомендаций может повлиять на работу ходовой части и при неблагоприятном стечении обстоятельств стать причиной отказа дилера в исполнении гарантийных обязательств. Но есть еще один немаловажный аспект, про который часто забывают: изменение размерности шин довольно ощутимо сказывается на точности измерения пройденного расстояния и, следовательно, скорости. Увеличение высоты профиля шины всего на 1 сантиметр (например, при изменении популярной размерности 225/45 на 225/50) приводит к тому, что спидометр начинает уменьшать показания почти на 10%. Если вы привыкли ездить на пределе существующих скоростных ограничений, этого достаточно, чтобы получить штраф.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Nokian

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Народные легенды Народные легенды

Мы проникли в святая святых — запасник музея Volkswagen в Вольфсбурге

АвтоМир
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Открыть в приложении