Право
Колеса фортуны
На дорогах все чаще можно встретить людей, передвигающихся на сегвеях, моноколесах и прочих модных транспортных средствах. Каковы их права?
Жизнь набирает обороты. В гонку скоростей включились не только владельцы транспорта в привычном нам понимании, но и безлошадные, приобретающие в помощь собственным ногам различные механические средства передвижения. Еще несколько лет назад, увидев в толпе человека, перемещающегося заметно проворнее окружающих, можно было сделать вывод, что причиной тому скейт, ролики или самокат. Теперь конкуренцию им составили различные электрические приспособления. Начиналось все с сегвеев, которые не получили широкого распространения из-за высокой цены, но сам принцип прижился и оказался реализован в гораздо более доступных устройствах – гироскутерах и моноколесах. Компанию им составляют электросамокаты. Все бы хорошо, но из парков и дворов эти средства проведения досуга постепенно выплеснулись на улицы, создав властям неведомую ранее проблему. Скорость передвижения на колесах оказалась заметно выше темпа пешей прогулки. Это значит, что остальные участники движения не всегда могут предугадать, где и когда окажется человек, на этих колесах едущий. Как тут не вспомнить, что кинетическая энергия такого пешехода изменяется пропорционально квадрату скорости движения! Следовательно, тело весом 80 кг, несущееся на роликах со скоростью 20-25 км/ч, представляет вовсе не символическую, а вполне реальную угрозу окружающим, причем не только пешим. Некоторые умельцы дорабатывают те же моноколеса и сегвеи, что позволяет им развивать и вовсе запредельные для обычного пешехода скорости – до 50 км/ч. Но если водителю мопеда, который едет с той же скоростью, необходимо выучить ПДД, сдать экзамены, пройти медкомиссию и получить права, то пешеходу на роликах, сегвее или любом подобном средстве передвижения ничего не требуется. Ситуацию усугубляет и то, что далеко не все умеют уверенно «стоять на колесах». Вот и возник у власти вопрос: не пора ли четко регламентировать поведение указанной категории участников движения на дороге, а заодно предусмотреть для них адекватные меры ответственности?
Как ни странно, наличие под ногами «персональных» колес не выводит их владельцев из разряда пешеходов. Напомним, что к таковым Правила дорожного движения приравнивают также граждан, использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Надо понимать, что под это определение подходят и электрические устройства, набирающие все большую популярность. Предельная скорость передвижения на таких средствах ничем не оговорена, поэтому оставлена на усмотрение производителя. Но, как мы уже знаем, находятся «кулибины», которые имеют на этот счет свою точку зрения. Так что же, выходит, что даже если владелец такого «тюнингованного» сегвея несется на нем по тротуару с немалой скоростью, мы его по-прежнему продолжаем считать пешеходом? Выходит, что так. И даже такой пешеход пользуется преимуществом перед автомобилем на переходе или во дворе. Быть может, имеет смысл разрешить им использовать проезжую часть, велосипедную дорожку или велополосу? Едва ли это лучшая идея, ведь тогда опасность грозит уже самому пешеходу на колесах, появление которого может стать полной неожиданностью и для водителя автомобиля, и для велосипедиста.
Но даже если мы согласимся считать такого участника движения пешеходом, все равно необходимо предусмотреть какие-то общие правила поведения. Видимо, не лишним будет все-таки ограничить скорость передвижения. Водители автомобилей скажут «спасибо», если в ПДД появится норма, которая обяжет пешеходов на колесах спешиваться, например, перед пересечением проезжей части. Во-первых, относительно высокая скорость движения пешехода на колесах не всегда оставляет водителям время среагировать на его внезапное появление. Во-вторых, даже самый искусный пользователь на собственных ногах стоит все-таки увереннее, чем на колесах, следовательно, при переходе проезжей части и появлении внезапной опасности у него больше шансов избежать наезда. Но если с гироскутера, моноколеса, самоката или скейта перед «зеброй» можно сойти, то как быть с роликами или сегвеем? Наконец, если потенциальная опасность передвижения пешехода на колесах выше, чем на ногах, быть может, пора подумать и об особой ответственности за нарушение ПДД? Подводя итоги, вынуждены признать, что вопросов пока что больше, чем ответов. Найдут ли их чиновники, покажет время.
Чего бояться пешеходам
В настоящее время за нарушение Правил дорожного движения пешеходами (включая тех, кто передвигается на роликах, самокатах, моноколесе и им подобных) штрафуют по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ. «Простое» нарушение ПДД (например, переход проезжей части не по «зебре») чревато предупреждением или штрафом в сумме 500 рублей. Если действия пешехода привели к созданию помех движению транспорта (например, поставил на проезжую часть какой-либо предмет, заставив водителей объезжать препятствие), то штраф удвоится. Ну а в случае, когда это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью иным участникам движения, кошелек легкомысленного пешехода похудеет на 1000–1500 рублей. Впрочем, и это еще не все. Если будет установлена вина пешехода в дорожно-транспортном происшествии, расходы на восстановление поврежденного имущества или, возможно, лечение пострадавших также могут лечь на его плечи.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl