Игры разума
Произошедшие в последнее время несколько «громких» ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия ошибок, совершаемых компьютером. Разбираемся, каков статус «автоботов» в российском правовом поле
Считается, что беспилотные технологии – ключ к безопасности на дорогах. Современные автомобили умеют самостоятельно парковаться, поддерживать скорость и дистанцию, следовать строго по полосе, читать дорожные знаки и выполнять их требования, останавливаться перед пешеходами и другими препятствиями. Более продвинутые модели сами движутся по магистрали, перестраиваются и даже обгоняют попутчиков. Количество частично автоматизированных автомобилей год от года будет расти. А вот в какой степени можно им довериться – вопрос открытый.
Если водитель выполнил все строго по инструкции, а ошибку совершил электронный мозг, то почему же виноватым в случае ДТП признают шофера, а не автопроизводителя? Ответ на это вопрос однозначен: по российскому законодательству весь груз юридической ответственности ложится на водителя. Если же речь идет о гражданской ответственности, то водитель обязан возместить причиненный в результате ДТП по его вине материальный ущерб. Иными словами, за ошибки электроники или брак производителя все равно приходится отвечать водителю.
Если вы думаете, что только в нашей стране «крайним» оказывается водитель, то ошибаетесь. Везде, где активно тестируются беспилотные технологии, национальные власти ссылаются на международное право, закрепляющее ответственность водителя. Несмотря на то, что попытки урегулировать правовой статус беспилотников на уровне Конвенции о дорожном движении предпринимаются уже несколько лет, прогресса достичь пока не удалось. Международные эксперты ограничились лишь перечнем рекомендаций для правительств государств, тестирующих беспилотные технологии.
А есть ли перспективы, что ситуация изменится и однажды отвечать за возможные сбои будет не потребитель, а производитель? Откровенно говоря, пока их немного. Хотя не все так беспросветно. Так, российским правительством утвержден специальный план, предполагающий снятие правовых барьеров для эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных автомобилей. Правда, касается он в большей степени технологических процессов, но вселяет надежду, что после того, как автомобили с высокой степенью автоматизации поедут по нашим дорогам и разработчики получат новые возможности для совершенствования алгоритмов управления, дойдет очередь и до водителей.
Восстание машин?
По рейтингу, сформулированному Европейской комиссией в специальной директиве Евросоюза, современная автомобильная промышленность сейчас находится на третьем уровне автоматизации процесса управления. Электроника берет на себя выполнение лишь части функций водителя, но при этом решающее слово все равно остается за тем, кто находится за рулем. Четвертый уровень не за горами. Он предполагает условно беспилотное движение, когда из пункта «А» в пункт «Б» машина едет сама, а функция водителя сводится к контролю и вмешательству, если что-то пойдет не так. Первые прототипы уже появились на дорогах Европы и Америки – инциденты именно с ними вызывают наибольший резонанс, попадая в новостные ленты. Последний случай с такси в США, когда из-за ошибки системы и невнимательности водителя погибла пожилая женщина, переходившая дорогу, весьма показателен. Что касается пятого – последнего уровня автоматизации, то он предполагает полностью беспилотное движение. Но даже сами автопроизводители признают, что он пока не появился даже на горизонте.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl