Инновации в сфере дорожного строительства

АвтоМирАвто

Дороги

Есть идея

Построить дорогу быстрее обычного, да так, чтобы ее не пришлось ремонтировать каждые два года, а езда по ней была намного безопаснее. Можно ли совместить эти критерии? Наверное, нет. Но попробовать все же стоит. Для этого и существуют инновации!

Инновации в сфере дорожного строительства вновь оказались в поле нашего зрения. Полезных идей много, но проникают они сюда с большим трудом. Менять ГОСТы – это, знаете ли, дело не одного года, а в нашем случае и вовсе десятилетия. Но дело потихоньку идет, и многое меняется. Отрадно и то, что инновации начинают применять не только при строительстве трасс в столичном регионе или Санкт-Петербурге. Регионы тоже стараются не отставать. Так, на федеральных трассах Алтая в рамках обустройства опытно-экспериментальных участков опробовали новую технологию, позволяющую продлить жизнь дорогам.

Речь идет о новой разработке нефтяников – применении при ремонте дорог полимерных битумных лент, благодаря которым сроки ликвидации трещин на ремонтируемых участках удастся сократить в четыре раза. Помимо сроков эта технология ощутимо снижает и стоимость ремонтных работ, но самое главное – она заметно повышает сроки службы покрытия. Об этом журналистам рассказали в «Росавтодоре». По словам главы ведомства Романа Старовойта, наряду с полимерными лентами сегодня в России налажен выпуск дорожных и аэродромных мастик и герметиков, а также нового продукта – защитно-восстановительного состава для укрепления дорожных покрытий и повышения их устойчивости к нагрузкам.

Отсюда, видимо, черпал вдохновение и премьер-министр, когда недавно подписывал постановление правительства, касающееся увеличения сроков эксплуатации дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия до 12 лет. А по капитальному ремонту и вовсе до 24 лет. Видно, премьеру стало наконец известно, чем занимаются в «Росавтодоре». В постановлении, правда, речь все больше идет о разработке адаптированных к условиям конкретного региона рецептур асфальтобетонных смесей. И ни про какие ленты и дорожные «бинты» там не сказано. Ну и не беда, долго ли подписать еще один или несколько документов, которые дадут путевку в жизнь новым идеям?

ПДД получат «вафельную» разметку

Когда-то давно, в 2015 году, по инициативе экспертного центра Probok.net в столице был запущен эксперимент по применению так называемой «вафельной» разметки на перекрестках. Желтая диагональная сетка означает, что выезжать на данный участок перекрестка, если он занят попутным транспортом, запрещается. И теперь, посчитав результаты эксперимента убедительными, Минтранс России планирует внести в ПДД эту разметку. Размер ответственности за нарушение еще не определен, но определение уже есть: «Данная разметка будет обозначать участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных ПДД». Опробовать инновацию на себе, пока на бесплатных началах, можно в Москве на пересечении ул. Велозаводская с ул. Ленинская слобода, ул. Велозаводская с ул. Автозаводская, и на пересечении ул. Башиловская с ул. 2-я Квесисская.

Отберут еще одну полосу

Этим история с беспилотным транспортом и должна была закончиться. У нас в итоге отнимут еще одну полосу на дороге. Одну общественному транспорту, одну велосипедистам и еще по одной гироскутеристам, скейтбордистам и пловцам на длинные дистанции. В Москве, кажется, этот проект уже реализуется полным ходом. Однако калифорнийские ученые из Университета в Беркли предложили выделить на уже существующих трассах еще полоску для беспилотных автомобилей. Реализация проекта под названием Hyperlane, по оценке экспертов, обойдется в $12 млн за одну милю или 1,6 км дорожного полотна. Управлять потоком беспилотников поручат компьютеру (дай ему бог бесперебойного питания и быстрой операционки). «Самомобили» будут подключаться к нему автоматически, лишь заехав на спецполосу. При этом беспилотники обязаны «общаться» друг с другом на предмет «у кого больше»… автономные возможности. А вы что подумали? Связь между автомобилями наладят с помощью высокоскоростного интернета 5G. Эксперты полагают, что компьютер сможет обеспечить на такой трассе скорость до 190 км/ч, а также отсутствие аварий. Проезд, разумеется, будет платным. Иначе и не стоило затевать.

50 лет гарантии

Дорожники Новосибирской области в конце июня досрочно открывали движение по новому 4-полосному участку федеральной трассы Р-254 «Иртыш». И все бы хорошо. На въезде в региональную столицу, а также в направлении аэропорта Толмачево автомобилистам досталась новая скоростная и безопасная трасса высшей технической категории. Однако оказалось, что все вышло еще лучше.

В присутствии высокого начальства объявили, что на всем протяжении новенького 6-километрового участка дороги уложили долгоиграющее покрытие из цементобетона, срок службы которого до капремонта составляет невероятные 50 лет! Скажите, а раньше тоже так можно было или это вмешались инновации? Мы склоняемся к последнему варианту, хотя строители так и не раскрыли главного козыря – почему до сих пор мы не знали о технологии строительства дорог с гарантией на 50 лет. Впрочем, они рассказали, что досрочному запуску в эксплуатацию способствовали передовые IT-разработки. Дорожники презентовали собственную систему управления работами – так называемый программно-аппаратный комплекс. В России он применялся впервые, результатом чего стала оптимизация сроков выполнения работ на объектах на 17%. При этом на 19% выросли показатели выработки плана на одного сотрудника.

Система автоматом учитывает производительность техники и расход стройматериалов. Информация с производственных участков поступает в централизованный банк данных, где инженеры контролируют рабочие процессы и могут оперативно получать информацию о возможных рисках на каждом из этапов работ.

«Дорожная»

Сначала едешь до конца по «Батяня-комбат», дальше направо, на «Вместе весело шагать», перед третьим куплетом уходишь левее на «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»… Сделать дороги «поющими» – отличная идея. Технологически выполнить это несложно – принцип музыкальной шкатулки. Обидно лишь, что строить такую дорогу собрались не у нас, а в Венгрии при помощи австрийского консорциума Strabag. И исполнять она будет песни местных рок-групп.

Проект стоимостью 212 млн евро предполагает реконструкцию 10,3 км скоростной трассы, а также постройку нового участка протяженностью 10,1 км. По задумке, на протяжении всех 20 км дорога будет «петь» посредством проложенных на определенном расстоянии друг от друга канавок. Предполагается, что мелодия из-под колес пойдет при достижении автомобилем скорости 110 км/ч. Сроки сдачи постройки не уточняются, зато в компании напомнили, насколько творческой может быть транспортная инфраструктура.

Текст: Константин Корндорф
Рисунок: Anthony Barrs & Baiyu Chen/Team Berkeley; Фото: ПАО «Газпром нефть»; ООО «ГазпромнефтьБитумные материалы»; Агентство городских новостей «Москва»; ФДА «Росавтодор»; setsuna/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Статья расхода Статья расхода

Подборка машин с самыми низкими показателями паспортного расхода

АвтоМир
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Эффектные факты Эффектные факты

Кроссовер Jetour Dashing — бьющий на эффект

Автопилот
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Открыть в приложении