Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

АвтоМирАвто

Дорогая дорога

Как получить компенсацию за поврежденную из-за дефектов на дороге машину

Алексей Лучников

Весна – это время, когда приходится быть максимально внимательным к состоянию дорожного покрытия. Вода и перепады температур делают свое дело: ямы на весенних дорогах – не редкость. Иногда они достигают такого размера, что попадание в них грозит потерей колеса, деформацией деталей подвески, а то и более серьезными повреждениями. Разумеется, масштаб последствий зависит и от скорости движения. Увы, известны случаи, когда дефекты покрытия приводили к смертельным ДТП. Органы власти и организации, ответственные за содержание дороги, должны нести свою долю ответственности за последствия своего бездействия. Добиться этого, как показывает практика, можно только через суд, причем с высокой долей вероятности успеха. Расскажем, как это сделать, чтобы получить компенсацию.

Кто виноват?

В качестве ответчика обычно привлекают собственника дороги, который обязан следить за ее содержанием. В населенных пунктах это, как правило, администрация соответствующего города, поселка, деревни. Региональными и межмуниципальными дорогами может владеть как субъект Российской Федерации, так и районный орган местного самоуправления. За федеральные дороги отвечает Росавтодор или государственная компания «Автодор», имеющие свои территориальные подразделения. Существуют в нашей стране и частные автомобильные дороги. «Крайней» же обычно оказывается подрядная эксплуатирующая организация. Именно ей надо адресовать иск о возмещении ущерба, причиненного неудовлетворительным содержанием дороги. Но для надежности в число соответчиков лучше включить и собственника. Кому конкретно адресовать претензии – собственнику или эксплуатанту, определит в итоге суд. Всю конкретику (наименование организации, контактные данные) можно уточнить в ГИБДД. Ну и поисковый запрос в Интернете, разумеется, никто не отменял.

Имущественный иск – один из самых действенных механизмов, способных заставить дорожников выполнять работу

Как доказать?

Чтобы обосновать свои требования, необходимы документы. Составить их могут сотрудники ГИБДД, которых надо вызывать на место происшествия. По формальным признакам даже пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, причем не подпадающее под условия «европротокола». Иными словами, отказать в оформлении документов дорожная полиция не может. Причем документирование должно происходить на месте, а не в подразделении, куда обычно приглашают водителей при незначительном материальном ущербе. На месте ДТП инспектор составляет в том числе протокол или постановление по делу об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела. Нам, конечно, интересен именно последний документ, ведь водитель правил движения не нарушал, а ущерб произошел из-за дефекта покрытия. Проследите, чтобы сотрудники полиции замерили и зафиксировали в соответствующем акте недостатки дорожного покрытия. Если инспектор «забывает» об этом, не поленитесь напомнить ему. Без этого документа в суд обращаться нет смысла – правды не добьетесь. Копию акта выдадут по вашему требованию.

Но и самому пострадавшему стоит подумать о доказательствах. Для этого к материалам необходимо будет приложить фотографии или видеозапись с места аварии. Обязательно должны быть обзорные кадры с привязкой к объектам. Желательно, чтобы они были адресными – километровый столб, дом с конкретным адресом или какой-то приметный элемент дорожной инфраструктуры. Плюс к этому детально снимите все повреждения покрытия и последствия для машины. Но одних фотографий мало. Для обоснования суммы ущерба и причины его появления придется проводить экспертизу. Для этого необходимо обратиться в соответствующее экспертное бюро. На процедуру необходимо пригласить ответчика. Делается это заказным письмом. Явка или неявка его решающего значения не имеет, главное, что он был извещен. Разумеется, договор и чек об оплате услуг эксперта надо сохранить: в конечном счете их тоже оплатит ответчик. Равно как и другие судебные издержки, включая услуги юриста и госпошлину, а также услуги эвакуатора, такси и тому подобное. Теоретически можно присовокупить к этому и требования о компенсации недополученной прибыли, морального ущерба, но здесь уже судебная практика не столько однозначна. В любом случае свои права надо отстаивать.

В суде ответственность за плохое качество дорог обычно несет эксплуатирующая организация

Пробитая в яме шина – это тоже дорожно-транспортное происшествие, а значит ГИБДД обязаны его зафиксировать

Дефекты по стандарту

Выявление несоответствия улично-дорожной сети требованиям нормативных актов – это задача Госавтоинспекции. Помимо оформления документов о ДТП, вызванных дорожными дефектами, они обязаны проводить соответствующие надзорные мероприятия: фиксировать недочеты, выдавать предписания на их устранение, контролировать своевременность их выполнения, а за нарушение – наказывать нерадивых дорожников. «Энциклопедия» сотрудника дорожного надзора ГИБДД – это ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Именно этот документ устанавливает минимальные размеры дорожных дефектов, при которых они, собственно, считаются таковыми. Например, отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) должны иметь площадь не менее 0,06 квадратных метра, длину – 15 см, глубину – 5 см. Сюда же относится колея глубиной более 3 см, выступы колодца, решетки дождеприемника или рельса (трамвайного или железнодорожного) более чем на 1 см. Колодцы и решетки водостоков, разумеется, не должны иметь повреждений. В этом же документе есть требования к элементам обустройства дороги, условиям ее зимнего содержания, включая сроки уборки снега, ликвидации гололеда и тому подобное.

Все недостатки дорожного покрытия должны быть обязательно зафиксированы сотрудниками ГИБДД

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мода — для дураков»: что стоит за отрицанием трендов «Мода — для дураков»: что стоит за отрицанием трендов

Что стоит за демонстративным нежеланием одеваться по моде

Psychologies
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Открыть в приложении