Из-за новых ставок утилизационного сбора выросли цены на легковые автомобили

АвтоМирАвто

Доплата за утиль

Из-за новых ставок утилизационного сбора выросли цены на легковые автомобили. Около десятка производителей уже переписали прайс-листы, остальные не исключают, что будут менять ценники

Текст Иван Беляков

Среди рекомендованных Минпромторгом предприятий, занимающихся утилизацией отслуживших свое автомобилей, значится 60 фирм. Шесть из них базируются в Москве

Новые цены в апреле уже объявили Volkswagen, Skoda, Audi, Fiat, Jeep, Maserati, Subaru, Ravon, Honda и Ford. Стоимость автомобилей выросла на 2–13% в зависимости от модели. В денежном выражении рост составил 10–50 тыс. рублей. При этом не все производители объясняют изменение цен увеличением утилизационного сбора. Многие проводят коррекцию комплексно, учитывая инфляцию, колебания курсов валют, а также изменения комплектаций и модельного года.

На новые автомобили с двигателем объемом менее 1,0 л сбор вырос на 16%, с 28 400 до 33 000 руб., на машины с двигателем объемом до 2,0 л – на 90%, с 44 200 до 84 000 руб., с объемом до 3,0 л – на 49%, с 84 400 до 126 000 руб. Сборы на автомобили с объемом двигателя более 3,0 и 3,5 л остались неизменными и составляют 114 600 и 181 600 руб. соответственно. Также на 15% повышен сбор для электромобилей – до 32 600 руб.

Отметка об уплате сбора в ПТС позволяет впоследствии сдать машину на переработку без дополнительных затрат

Сумма сбора рассчитывается как произведение единой базовой ставки на коэффициент, зависящий от типа транспортного средства, объема его двигателя и возраста. С 2012 года базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 000 руб., для грузовиков и спецтехники – 150 000 руб. Размер выплаты правительство меняет, увеличивая или уменьшая коэффициенты. Предыдущая коррекция произошла в 2016 году, когда ставки повысились в среднем на 65%. В качестве официальной причины было названо ослабление рубля. По оценке министра транспорта Максима Соколова, дополнительные доходы государства от очередной индексации утилизационного сбора составят около 5 млрд рублей в год.

В России утилизационный сбор – способ защиты локальных производителей и фактически заменяет собой таможенные пошлины. До момента вступления России в ряды Всемирной торговой организации (ВТО) в стране взимались ввозные пошлины на импортируемые автомобили, но членство в организации потребовало постепенного отказа от этой меры.

Впервые этот сбор начал взиматься в 2012 году при таможенном оформлении автомобилей и постепенно увеличивался по мере снижения ввозных пошлин. «Введение утилизационных сборов совпало с вступлением России в ВТО в 2012 году и было сопряжено со снижением пошлин на импортные автомобили. Эта мера сделала продукцию российских автозаводов более конкурентной за счет низкой цены», – объясняет старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. С января 2014 года по требованию ВТО для создания равных условий сбор обязателен и для локальных производителей.

Размер утилизационного сбора на популярные модели

Модель

Объем двигателя, куб. см

Сумма сбора, руб.

Kia Picanto 998 33 000
Skoda Octavia 1598 84 000
Volvo XC90 T6 1969 84 000
Mazda CX-5 2488 126 000
Porsche Panamera 2995 126 000
Lexus RX 350 3456 114 600
Volkswagen Touareg 3597 181 600
Mercedes S 560 3942 181 600

Барьер для подержанных машин

Коэффициенты утилизационного сбора на автомобили старше 3 лет в несколько раз выше, чем на новые, что делает импорт подержанных машин нерентабельным. Например, коэффициент, применяемый к базовой ставке для трехлеток с объемом двигателя до 2,0 л составляет 15,69 против 4,2 для новых, а у машин с двигателями от 2,0 до 3,0 л – 24,01 против 6,3. Таким образом, импортеры бывших в употреблении автомобилей самого массового сегмента должны заплатить государству 314 или 480 тыс. рублей соответственно, и ввоз таких машин полностью теряет смысл. Официально утилизационный сбор – одноразовый платеж, который должен компенсировать государству стоимость переработки автомобиля в соответствии с экологическими требованиями, говорит старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Выплаты зачисляются в федеральный бюджет и должны быть перечислены компаниям-переработчикам. Отметка об уплате утилизационного сбора ставится в ПТС и гарантирует безвозмездное предоставление услуги по утилизации, добавляет ведущий юрист «Европейской юридической службы» Марина Антонова. Аналогичные сборы существуют в европейских странах, объясняет председатель правления «Авилон» Андрей Павлович: «В развитых странах принят комплекс мероприятий, которые позволяют повторно использовать до 95% массы автомобиля. В Европе созданы законодательные условия, стимулирующие автопроизводителей к внедрению почти замкнутого цикла использования вторичных материалов». Российское правительство, утверждает эксперт, ориентируется именно на организацию такого процесса, но пока государственной системы утилизации фактически не существует, а переработкой машин занимаются в основном частные компании.

Кто переработает?

В перечне рекомендованных Минпромторгом организаций, занимающихся утилизацией, около 60 компаний, включая 6, расположенных на территории Москвы, однако их работа толком не налажена. Утилизация старых автомобилей в России находится на том же уровне, что и 5 лет назад, то есть очень низком, утверждает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук: «Системы утилизации автомобилей в России так и не было создано, а все успехи в этом направлении носят локальный характер».

Сегодня утилизационный сбор фактически выполняет только функцию защиты рынка от импорта, говорит заместитель директора департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Руслан Павлов: «Сбор является альтернативой ввозным таможенным пошлинам, которые Россия отменила несколько лет назад в ответ на требования ВТО. Используя утилизационный сбор, правительство страны защищает местный автопром».

Изначально, добавляет исполнительный директор GetTransfer.com Александр Сапов, российские заводы могли не платить сбор, но должны были гарантировать, что займутся утилизацией сами. После того, как ВТО потребовала обеспечить равные условия для всех игроков рынка, был введен механизм государственного субсидирования. «Согласно закону «Об отходах производства и потребления», производители автомобилей также являются плательщиками утилизационного сбора, однако государство может поддерживать отечественный автопром путем субсидирования из бюджета части этих расходов», – объясняет ведущий юрист «Европейской юридической службы» Марина Антонова.

Местным компенсируют

Локальные производители тоже обязаны выплачивать утильсбор, но государство компенсирует им эти затраты через механизм субсидирования на величину, сопоставимую с размером сбора. «Изменения в величине сбора не сказываются на российских брендах и иностранных автомобилях, собираемых в России», – утверждает замдиректора департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Руслан Павлов. При этом субсидии касаются только производителей с высоким уровнем локализации, добавляет Андрей Павлович: «Компенсация выплачивается тем брендам, которые имеют высокую локализацию производственных процессов или полный цикл сборки в России. Бренды с низкой локализацией поддержки не получают». Старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич подсчитал, что рост сбора на 40 тыс. рублей для автомобилей с двигателями объемом от 1,0 до 2,0 л может привести к повышению цен на 3–7% в зависимости от модели и комплектации, однако серьезных ценовых подвижек в самом массовом сегменте эксперты не ждут.

«В России производство моделей с двигателями объемом от 1,0 до 2,0 л преимущественно локализовано, поэтому утильсбор на их стоимости не должен сказаться значительно и будет компенсирован государством», – говорит председатель правления «Авилон» Андрей Павлович. Эксперт уверен, что в других сегментах производители постараются сдержать подорожание минимум до конца II квартала за счет компенсации трат на маркетинг или другими способами. В случае с импортируемыми автомобилями они вынуждены будут переложить расходы по увеличению утилизационного сбора на потребителей. По мнению Руслана Павлова, конечный рост цен на иномарки будет соизмерим с повышением самого сбора. Однако подорожание будет постепенным, добавляет эксперт: «Повышение ставок было предсказуемым, и поэтому многие автопроизводители заложили его в стоимость автомобилей еще в начале года. Рост цен произойдет в два этапа: летом, когда большинство производителей сменят модельный ряд, и с нового календарного года вместе с инфляционным ростом». Эксперты не исключают и роста цен на локализованные модели, что отчасти поможет сдержать подорожание импортированных. В любом случае, говорит Андрей Павлович, возможный рост стоимости машин российского производства не может быть напрямую привязан к повышению утилизационного сбора. А более выгодные условия для российских производителей приведут к снижению доли импортных автомобилей на рынке.

Как в среднем повысились цены на популярные автомобили в апреле*

Марка

Период

Ford Kuga 16 тыс.
Honda CR-V 20 тыс.
Hyundai Tucson 10 тыс.
Mitsubishi ASX 30 тыс.
Ravon Nexia 20 тыс.
Skoda Kodiaq 48 тыс.
Subaru XV 30–40 тыс.
Toyota Hilux 46 тыс.
Volkswagen Tiguan 30–50 тыс.
Volkswagen Touareg 30 000 тыс.

*Данные агентства «Автостат»

Прогноз продаж

Сразу после оглашения новых ставок утилизационного сбора Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) дала прогноз по годовым продажам автомобилей, который эта организация отказывалась делать ранее. С учетом принятых изменений, Комитет автопроизводителей АЕБ рассчитывает на 10-процентный рост к концу года до уровня 1,75 млн штук, заявил председатель Комитета Йорг Шрайбер. Такая цифра, считают участники рынка, является вполне реальной, но только при сохранении стабильной экономической ситуации. При заметных колебаниях курсов валют прогноз, вероятно, будут менять в сторону более пессимистичного.

Фото: Nikolay Titov/Global Look Press; ООО «ММС Рус», Екатарина Квашенкина

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыночные отношения Рыночные отношения

Покупка или продажа автомобиля – дело непростое

АвтоМир
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Семейная ценность Семейная ценность

Tiggo 9, который пришел вовремя

Автопилот
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Годовые кольца: 325 Годовые кольца: 325

Первый Вселенский собор в Никее и Колосс Константина: 325 год в событиях

Вокруг света
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Открыть в приложении