Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО

АвтоМирАвто

Берегись, автогражданка!

Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО. Этим летом регулятор пересмотрит ставки в последний раз, а в 2020 году страховщикам дадут право самим устанавливать цену автогражданки. Чем это грозит водителям?

Текст Никита Варенов

Из-за кризиса ОСАГО уже 1 млн водителей в РФ не покупают страховку. Если по их вине происходит ДТП, пострадавшим сложно получить компенсацию

Системных проблем у рынка ОСАГО накопилось немало. Из-за невозможности устанавливать сильно повышенную стоимость полиса для заядлых коллекционеров штрафов и ДТП дисциплинированные водители, фактически, оплачивают страховку за «лихачей». Так и не завершился переход рынка к системе натурального возмещения. По-прежнему получить ремонт вместо денег не может большая часть водителей, что развязывает руки мошенникам и умножает убытки страховщиков.

Инфляционное давление на страховой бизнес сопровождается ростом объема выплат. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по полису ОСАГО в 2017 году выросла на 10% – до 75 763 рублей, а общий объем выплат страховых компаний увеличился на 9% – до 181 млрд рублей. Страховые же сборы снизились на 3% до 228,1 млрд рублей. По данным РСА, около 1 млн россиян вообще ездят без полиса ОСАГО, предпочитая платить 800 рублей штрафа за его отсутствие.

Почему проблемы не решались?

Центробанк имел право пересматривать ставки ежегодно, однако воспользовался им лишь дважды – последний раз в 2015 году. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на рынке сложилась крайне нездоровая ситуация, когда услуга страхования автогражданской ответственности обязательна для водителей, но предоставляется коммерческими компаниями, которые по определению обязаны максимизировать прибыль, то есть стремиться повышать страховые сборы и снижать объем выплат.

Государству остается выбирать между полным огосударствлением сектора, по аналогии с обязательным медстрахованием, либо полной его либерализацией. Собственно, власти и сделали выбор в пользу либерализации.

Перспективы рынка ОСАГО больше всего зависят от того, как страховщики распорядятся предоставленной им ценовой свободой

Когда подорожает ОСАГО?

Либерализация ОСАГО начнется с того, что тарифы на «автогражданку» будут пересмотрены 31 августа. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет с 5800 до 7000 рублей. Однако границы тарифа при оформлении полиса физлицом расширятся с нынешних 3432 – 4118 рублей до 2746 – 4942 рублей. У некоторых водителей появится шанс снизить цену страховки.

По замыслу властей, августовское расширение тарифного коридора должно привести к появлению ценовой конкуренции в ОСАГО. А завершить реформу планируют полной либерализацией рынка с 1 января 2020 года. Тогда ценообразование на рынке «автогражданки» целиком выведут из-под государственного регулирования.

Кому реформа принесет пользу?

Сами страховщики настроены оптимистично. Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов уверен, что от либерализации тарифов выиграют и клиенты, и страховые компании – реформа позволит устанавливать тарифы, которые отражают реальные риски.

«Для аккуратных водителей, которых подавляющее большинство, надеемся, произойдет снижение цен», – сказал он «АвтоМиру».

При этом Петр Шкуматов считает, что анонсированная Центробанком реформа носит лишь экспериментальный характер. По его мнению, предоставив страховым компаниям ценовой коридор, регулятор будет наблюдать за развитием ситуации. Если все «выкрутят счетчик на максимум» и просто прибавят 20% к базовому значению тарифа, это может послужить аргументом в пользу отказа от продолжения либерализации через два года.

Сейчас ОСАГО была дороже только для тех, кто младше 22 лет, и у кого стаж меньше 3 лет. Теперь водителей поделят на 7 возрастных групп

Кто будет больше платить?

Избежать роста цен на полисы ОСАГО не удастся в 16 регионах, где страховщики несут самые большие убытки – это Краснодарский и Ставропольский край, Волгоградская, Ростовская, Мурманская, Челябинская, Ивановская, Архангельская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Саратовская области, Башкортостан, Татарстан, Мордовия и Северная Осетия. Подорожание страховки, по оценкам ЦБ, составит здесь до 20–30%.

В остальных регионах у дисциплинированных водителей есть шанс снизить стоимость полиса, если к ним будет применен наименьший возможный тариф. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, сейчас в России «скидкой за безаварийную езду пользуются 81% водителей». При этом, как сообщили «АвтоМиру» в пресс-службе исследовательской компании «Ромир», 68% водителей, опрошенных в феврале, уверены, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для тех, кто ездит аккуратно.

Что помешает сэкономить?

Как говорит Сергей Демидов, важно, чтобы в рамках реформы государство дало страховым компаниям возможность запрашивать у клиентов дополнительную информацию в добровольном порядке: «в этом случае для клиента действовала бы более точная тарификация». Если клиент не согласится на предоставление информации, он получит средний для сегмента тариф, говорит представитель «Ренессанс Страхования». И тогда вся идея экономии для законопослушных водителей, по сути, окажется уничтоженной.

Как Центробанк предлагает изменить в ОСАГО повышающий коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя

Какие повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя действуют в ОСАГО сейчас

Фото: Момотюк Сергей, Иванов Алексей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Nektarstock/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Конец интриги? Конец интриги?

Команда Mercedes по итогам гонки в Барселоне лидирует с огромным отрывом

АвтоМир
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
От винта! От винта!

Как автомобили научили летать

Деньги
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
Курс на переработку Курс на переработку

Чем обусловлен интерес зарубежных стран к российской рыбной продукции?

Ведомости
Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет

Как появились наши чувствительные зубы изначально из «бронежилета» вымерших рыб

ТехИнсайдер
Регионы призовут к ответу Регионы призовут к ответу

Почему регионы не достигли показателей строительства инфраструктурных проектов

Ведомости
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Женщины-звукорежиссеры и трудности, которые им пришлось преодолеть

Forbes
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен Здравоохранение США отказалось от синтетических красителей, вот что они предлагают взамен

Три новые натуральные пищевые добавки, расширяющие выбор безопасных красителей

Inc.
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
Владимир Жириновский Владимир Жириновский

Правила жизни политика Владимира Жириновского

Правила жизни
Рейтинг публикационной активности университетов Рейтинг публикационной активности университетов

Исследование публикационной активности университетов

Эксперт
Какие ошибки снижают эффект лекарств Какие ошибки снижают эффект лекарств

Правила, чтобы лекарство принесло максимум пользы

Добрые советы
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
Отпуск без проблем Отпуск без проблем

Как провести отпуск на радость себе и на пользу здоровью?

Лиза
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Как проверить бизнес-идею до вложений и не влезть в долги

Inc.
«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро «Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдер
Астрономы подтвердили существование экзогиганта на ретроградной орбите в тесной двойной системе Астрономы подтвердили существование экзогиганта на ретроградной орбите в тесной двойной системе

Астрономы нашли экзогиганта на необычно широкой и ретроградной орбите

N+1
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
Открыть в приложении