Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО

АвтоМирАвто

Берегись, автогражданка!

Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО. Этим летом регулятор пересмотрит ставки в последний раз, а в 2020 году страховщикам дадут право самим устанавливать цену автогражданки. Чем это грозит водителям?

Текст Никита Варенов

Из-за кризиса ОСАГО уже 1 млн водителей в РФ не покупают страховку. Если по их вине происходит ДТП, пострадавшим сложно получить компенсацию

Системных проблем у рынка ОСАГО накопилось немало. Из-за невозможности устанавливать сильно повышенную стоимость полиса для заядлых коллекционеров штрафов и ДТП дисциплинированные водители, фактически, оплачивают страховку за «лихачей». Так и не завершился переход рынка к системе натурального возмещения. По-прежнему получить ремонт вместо денег не может большая часть водителей, что развязывает руки мошенникам и умножает убытки страховщиков.

Инфляционное давление на страховой бизнес сопровождается ростом объема выплат. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по полису ОСАГО в 2017 году выросла на 10% – до 75 763 рублей, а общий объем выплат страховых компаний увеличился на 9% – до 181 млрд рублей. Страховые же сборы снизились на 3% до 228,1 млрд рублей. По данным РСА, около 1 млн россиян вообще ездят без полиса ОСАГО, предпочитая платить 800 рублей штрафа за его отсутствие.

Почему проблемы не решались?

Центробанк имел право пересматривать ставки ежегодно, однако воспользовался им лишь дважды – последний раз в 2015 году. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на рынке сложилась крайне нездоровая ситуация, когда услуга страхования автогражданской ответственности обязательна для водителей, но предоставляется коммерческими компаниями, которые по определению обязаны максимизировать прибыль, то есть стремиться повышать страховые сборы и снижать объем выплат.

Государству остается выбирать между полным огосударствлением сектора, по аналогии с обязательным медстрахованием, либо полной его либерализацией. Собственно, власти и сделали выбор в пользу либерализации.

Перспективы рынка ОСАГО больше всего зависят от того, как страховщики распорядятся предоставленной им ценовой свободой

Когда подорожает ОСАГО?

Либерализация ОСАГО начнется с того, что тарифы на «автогражданку» будут пересмотрены 31 августа. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет с 5800 до 7000 рублей. Однако границы тарифа при оформлении полиса физлицом расширятся с нынешних 3432 – 4118 рублей до 2746 – 4942 рублей. У некоторых водителей появится шанс снизить цену страховки.

По замыслу властей, августовское расширение тарифного коридора должно привести к появлению ценовой конкуренции в ОСАГО. А завершить реформу планируют полной либерализацией рынка с 1 января 2020 года. Тогда ценообразование на рынке «автогражданки» целиком выведут из-под государственного регулирования.

Кому реформа принесет пользу?

Сами страховщики настроены оптимистично. Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов уверен, что от либерализации тарифов выиграют и клиенты, и страховые компании – реформа позволит устанавливать тарифы, которые отражают реальные риски.

«Для аккуратных водителей, которых подавляющее большинство, надеемся, произойдет снижение цен», – сказал он «АвтоМиру».

При этом Петр Шкуматов считает, что анонсированная Центробанком реформа носит лишь экспериментальный характер. По его мнению, предоставив страховым компаниям ценовой коридор, регулятор будет наблюдать за развитием ситуации. Если все «выкрутят счетчик на максимум» и просто прибавят 20% к базовому значению тарифа, это может послужить аргументом в пользу отказа от продолжения либерализации через два года.

Сейчас ОСАГО была дороже только для тех, кто младше 22 лет, и у кого стаж меньше 3 лет. Теперь водителей поделят на 7 возрастных групп

Кто будет больше платить?

Избежать роста цен на полисы ОСАГО не удастся в 16 регионах, где страховщики несут самые большие убытки – это Краснодарский и Ставропольский край, Волгоградская, Ростовская, Мурманская, Челябинская, Ивановская, Архангельская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Саратовская области, Башкортостан, Татарстан, Мордовия и Северная Осетия. Подорожание страховки, по оценкам ЦБ, составит здесь до 20–30%.

В остальных регионах у дисциплинированных водителей есть шанс снизить стоимость полиса, если к ним будет применен наименьший возможный тариф. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, сейчас в России «скидкой за безаварийную езду пользуются 81% водителей». При этом, как сообщили «АвтоМиру» в пресс-службе исследовательской компании «Ромир», 68% водителей, опрошенных в феврале, уверены, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для тех, кто ездит аккуратно.

Что помешает сэкономить?

Как говорит Сергей Демидов, важно, чтобы в рамках реформы государство дало страховым компаниям возможность запрашивать у клиентов дополнительную информацию в добровольном порядке: «в этом случае для клиента действовала бы более точная тарификация». Если клиент не согласится на предоставление информации, он получит средний для сегмента тариф, говорит представитель «Ренессанс Страхования». И тогда вся идея экономии для законопослушных водителей, по сути, окажется уничтоженной.

Как Центробанк предлагает изменить в ОСАГО повышающий коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя

Какие повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя действуют в ОСАГО сейчас

Фото: Момотюк Сергей, Иванов Алексей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Nektarstock/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кавказские танцы Кавказские танцы

Гран-при Азербайджана оказался богат на события

АвтоМир
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Вот это жесть! Вот это жесть!

Alfa-Romeo 6C 1750 на крышке металлической коробочки

Автопилот
Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни

Почему летать через Северный полюс до сих пор рискованно

ТехИнсайдер
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
Квас vs кефир Квас vs кефир

Окрошка: история и секреты любимого освежающего русского супа

Лиза
Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали

Почему рост образованности сопровождается снижением числа браков?

Inc.
Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой

Вкусная на бутерброде, источник незаменимых витаминов — все это печень трески

РБК
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Музыка волн Музыка волн

Примеры того, как гаджет перевернул музыкальную индустрию

Правила жизни
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Atraversia — серийная моторная яхта с чисто электрической установкой

Y Magazine
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
Домашние роботы 2.0 — почему андроидам придется пройти семь кругов бюрократического ада Домашние роботы 2.0 — почему андроидам придется пройти семь кругов бюрократического ада

Эволюция робототехники: готовы ли мы морально и юридически к роботам-помощникам?

Inc.
Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Почему современный лифт — это больше чем транспорт

Inc.
Владимир Зворыкин Владимир Зворыкин

Правила жизни изобретателя Владимира Зворыкина

Правила жизни
Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen

От металлургии до гидродинамики: история парохода Bremen

ТехИнсайдер
Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды

Проверенные стратегии повышения вовлеченности сотрудников на основе кейсов

Inc.
Что открыть в нежилом помещении: топ-5 бизнес-идей Что открыть в нежилом помещении: топ-5 бизнес-идей

Под какой бизнес можно сдать нежилое помещение, чтобы получать прибыль?

Inc.
Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца

Сатурн: откуда у него кольца и почему они всегда на своем месте

Maxim
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
«Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей «Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей

Forbes Woman исследовал гендерные аспекты приемного родительства

Forbes
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Открыть в приложении