Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО

АвтоМирАвто

Берегись, автогражданка!

Центробанк готов отпустить тарифы на ОСАГО. Этим летом регулятор пересмотрит ставки в последний раз, а в 2020 году страховщикам дадут право самим устанавливать цену автогражданки. Чем это грозит водителям?

Текст Никита Варенов

Из-за кризиса ОСАГО уже 1 млн водителей в РФ не покупают страховку. Если по их вине происходит ДТП, пострадавшим сложно получить компенсацию

Системных проблем у рынка ОСАГО накопилось немало. Из-за невозможности устанавливать сильно повышенную стоимость полиса для заядлых коллекционеров штрафов и ДТП дисциплинированные водители, фактически, оплачивают страховку за «лихачей». Так и не завершился переход рынка к системе натурального возмещения. По-прежнему получить ремонт вместо денег не может большая часть водителей, что развязывает руки мошенникам и умножает убытки страховщиков.

Инфляционное давление на страховой бизнес сопровождается ростом объема выплат. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя выплата по полису ОСАГО в 2017 году выросла на 10% – до 75 763 рублей, а общий объем выплат страховых компаний увеличился на 9% – до 181 млрд рублей. Страховые же сборы снизились на 3% до 228,1 млрд рублей. По данным РСА, около 1 млн россиян вообще ездят без полиса ОСАГО, предпочитая платить 800 рублей штрафа за его отсутствие.

Почему проблемы не решались?

Центробанк имел право пересматривать ставки ежегодно, однако воспользовался им лишь дважды – последний раз в 2015 году. По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на рынке сложилась крайне нездоровая ситуация, когда услуга страхования автогражданской ответственности обязательна для водителей, но предоставляется коммерческими компаниями, которые по определению обязаны максимизировать прибыль, то есть стремиться повышать страховые сборы и снижать объем выплат.

Государству остается выбирать между полным огосударствлением сектора, по аналогии с обязательным медстрахованием, либо полной его либерализацией. Собственно, власти и сделали выбор в пользу либерализации.

Перспективы рынка ОСАГО больше всего зависят от того, как страховщики распорядятся предоставленной им ценовой свободой

Когда подорожает ОСАГО?

Либерализация ОСАГО начнется с того, что тарифы на «автогражданку» будут пересмотрены 31 августа. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет с 5800 до 7000 рублей. Однако границы тарифа при оформлении полиса физлицом расширятся с нынешних 3432 – 4118 рублей до 2746 – 4942 рублей. У некоторых водителей появится шанс снизить цену страховки.

По замыслу властей, августовское расширение тарифного коридора должно привести к появлению ценовой конкуренции в ОСАГО. А завершить реформу планируют полной либерализацией рынка с 1 января 2020 года. Тогда ценообразование на рынке «автогражданки» целиком выведут из-под государственного регулирования.

Кому реформа принесет пользу?

Сами страховщики настроены оптимистично. Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов уверен, что от либерализации тарифов выиграют и клиенты, и страховые компании – реформа позволит устанавливать тарифы, которые отражают реальные риски.

«Для аккуратных водителей, которых подавляющее большинство, надеемся, произойдет снижение цен», – сказал он «АвтоМиру».

При этом Петр Шкуматов считает, что анонсированная Центробанком реформа носит лишь экспериментальный характер. По его мнению, предоставив страховым компаниям ценовой коридор, регулятор будет наблюдать за развитием ситуации. Если все «выкрутят счетчик на максимум» и просто прибавят 20% к базовому значению тарифа, это может послужить аргументом в пользу отказа от продолжения либерализации через два года.

Сейчас ОСАГО была дороже только для тех, кто младше 22 лет, и у кого стаж меньше 3 лет. Теперь водителей поделят на 7 возрастных групп

Кто будет больше платить?

Избежать роста цен на полисы ОСАГО не удастся в 16 регионах, где страховщики несут самые большие убытки – это Краснодарский и Ставропольский край, Волгоградская, Ростовская, Мурманская, Челябинская, Ивановская, Архангельская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Саратовская области, Башкортостан, Татарстан, Мордовия и Северная Осетия. Подорожание страховки, по оценкам ЦБ, составит здесь до 20–30%.

В остальных регионах у дисциплинированных водителей есть шанс снизить стоимость полиса, если к ним будет применен наименьший возможный тариф. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, сейчас в России «скидкой за безаварийную езду пользуются 81% водителей». При этом, как сообщили «АвтоМиру» в пресс-службе исследовательской компании «Ромир», 68% водителей, опрошенных в феврале, уверены, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для тех, кто ездит аккуратно.

Что помешает сэкономить?

Как говорит Сергей Демидов, важно, чтобы в рамках реформы государство дало страховым компаниям возможность запрашивать у клиентов дополнительную информацию в добровольном порядке: «в этом случае для клиента действовала бы более точная тарификация». Если клиент не согласится на предоставление информации, он получит средний для сегмента тариф, говорит представитель «Ренессанс Страхования». И тогда вся идея экономии для законопослушных водителей, по сути, окажется уничтоженной.

Как Центробанк предлагает изменить в ОСАГО повышающий коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя

Какие повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя действуют в ОСАГО сейчас

Фото: Момотюк Сергей, Иванов Алексей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Nektarstock/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

В городах нынче положено ездить шепотом

АвтоМир
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Открыть в приложении