Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Ремонт вместо денег

Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

Госдума в осеннюю сессию планирует принять очередные поправки в Федеральный закон «Об ОСАГО». В числе наиболее значимых перемен – введение в приоритет «натуральных» страховых выплат. Предполагается, что страхователь будет получать не деньги, а непосредственно ремонт автомобиля. А выбирать форму компенсации будет страховщик. При этом натуральное возмещение не предполагает доплат за износ.

– В настоящее время нормативноправовая база также предусматривает возможность урегулирования убытка в натуральной форме в ОСАГО. В самом договоре такие условия не прописываются, но в ходе урегулирования убытка страховщик может предложить страхователю ремонт вместо денег. Здесь все зависит от возможностей, которые имеет страховая компания. Например, в Москве у некоторых страховщиков доля урегулирований в натуральной форме сегодня достигает 20-25%, – комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По высочайшему велению

Поводом к изменению механизма компенсации послужил разговор с Владимиром Путиным во время ежегодной «Прямой линии», состоявшейся 14 апреля 2016 года. С предложением разработать схему перехода исключительно на натуральные выплаты к президенту обратился Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей. Путин поддержал инициативу и поручил правительству совместно с Центробанком к 1 октября разработать соответствующие поправки. По оценке Минфина, принятие этого законопроекта приведет к тому, что более 90% страховых случаев по ОСАГО будут оплачиваться ремонтом.

С октября Россия перешла на полисы ОСАГО нового формата, прежние зеленые бланки уже не продаются

– Сегодня мы видим, что денежная форма выплаты часто приводит к конфликтам. Многие граждане считают, что полученных в результате обращения в страховую компанию средств им недостаточно. Ко всему прочему здесь принимают участие различные посредники, – объясняет заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. – Часть клиентов пытается получить именно денежную выплату, чтобы где-то подешевле отремонтировать свое транспортное средство или отремонтировать его менее качественно, сэкономить деньги и использовать остаток в личных целях. Все это дает почву для мошенничества. У тебя повреждено транспортное средство? Значит его нужно отремонтировать. А если тебе просто нужны деньги, то извини – это уже не страховая выплата.

После принятия закона более 90% страховых случаев станут «оплачивать» ремонтом

Сервисы придут на рынок ОСАГО

Если проект закона будет одобрен, на рынке ОСАГО появится новый игрок – станции технического обслуживания автомобилей. Именно туда страховые компании будут направлять поврежденную технику. Сразу возникает множество вопросов. Какими отношениями будут связаны страховщик, СТОА и клиент? Как страхователей защитят от некачественного ремонта? Обеспечат ли гарантию на проведенные работы? Будут ли подконтрольные страховщикам техстанции территориально доступными? И не придется ли автовладельцам из-за очередей месяцами ждать отремонтированные машины?

По словам Сергея Ефремова, разработанный документ предусматривает это всё. По идее, в заключаемом между СК и СТОА договоре должна быть прописана ответственность сервиса за качество восстановительных работ, схема оплаты оказанных услуг и порядок устранения последствий плохого ремонта. Установка минимальных стандартов и максимальных сроков – задача ЦБ. Кстати, к обязательным требованиям отнесли и сохранение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя. Например, если автомобиль новый.

И все же, как быть в случае, если восстановительные работы не удовлетворят автовладельца? Какие санкции ждут нарушившие предписания СТОА? Здесь все достаточно просто. Согласно действующему законодательству, сотрудники техстанции, выполнившей некачественные работы, обязаны безвозмездно их устранить.

А вот ответственность за срыв срока передачи отремонтированного автомобиля, а также за нарушение других обязательств по восстановительному ремонту несет страховщик, выдавший направление. При этом в случае появления большого количества жалоб автовладельцев, Банк России лишит страховщика права на натуральное возмещение. Сами страховые компании, естественно, не будут заинтересованы в сотрудничестве с партнерами, которые раз за разом производят некачественный ремонт. Обычная история – страховая компания контролирует работу СТОА, а Центробанк следит за деятельностью СК. Опасения страховщика за собственную «шкуру» должны снизить возможные риски для автовладельцев.

Страховые компании хорошо устроились: сами оценивают ущерб, независимых экспертов больше не слушают, теперь еще и сами хотят ремонтом заниматься

Европротокол мешает

При этом далеко не всегда натуральное возмещение применимо на практике. Есть ситуации, когда машину невозможно восстановить. Или стоимость ремонта превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Если ДТП было оформлено по Европротоколу, а реальная стоимость ущерба оказалась выше максимальной суммы возмещения, страховщики также откупятся деньгами.

Например, если в результате аварии автомобиль получил повреждения на сумму 120 тыс. руб., то страховая компания выплатит денежную сумму в пределах 50 тыс. руб. Такой сегодня порог компенсации по Европротоколу. Само собой, деньги заплатят и в том случае, если в результате аварии вред был причинен не транспортному средству, а другому имуществу потерпевшего.

Технология натурального возмещения ущерба по КАСКО работает уже не первое десятилетие. За это время страховщики успели приобрести необходимый опыт взаимодействия с партнерами и автовладельцами. Однако вряд ли новый закон сможет улучшить ситуацию в сфере ОСАГО. Да, страхователям не придется самостоятельно искать сервисы, покупать запчасти, договариваться о стоимости ремонта или добиваться увеличения суммы выплат в суде. Однако расходы на ремонт будут все так же определяться в соответствии с единой методикой расчета ущерба, утвержденной Центробанком. А это значит, что денег на качественное восстановление ТС не всегда будет хватать. Если только страхователя не станут просить доплачивать. Новый закон позволит, конечно, снизить риски страховых компаний. Но станет ли от этого лучше нам?

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС, Донат Сорокин/ТАСС

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Права и правила Права и правила

За какие нарушения могут лишить водительских прав?

АвтоМир
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Вторая личность Вторая личность

Ужасно интересная премьера Haval F7

Автопилот
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Атомное размещение Атомное размещение

Зачем «Росатом» решил размещать облигаций за рубежом?

Ведомости
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Цена труда Цена труда

Как меняется уровень заработной платы и производительности труда в России?

Ведомости
Открыть в приложении