Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Ремонт вместо денег

Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

Госдума в осеннюю сессию планирует принять очередные поправки в Федеральный закон «Об ОСАГО». В числе наиболее значимых перемен – введение в приоритет «натуральных» страховых выплат. Предполагается, что страхователь будет получать не деньги, а непосредственно ремонт автомобиля. А выбирать форму компенсации будет страховщик. При этом натуральное возмещение не предполагает доплат за износ.

– В настоящее время нормативноправовая база также предусматривает возможность урегулирования убытка в натуральной форме в ОСАГО. В самом договоре такие условия не прописываются, но в ходе урегулирования убытка страховщик может предложить страхователю ремонт вместо денег. Здесь все зависит от возможностей, которые имеет страховая компания. Например, в Москве у некоторых страховщиков доля урегулирований в натуральной форме сегодня достигает 20-25%, – комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По высочайшему велению

Поводом к изменению механизма компенсации послужил разговор с Владимиром Путиным во время ежегодной «Прямой линии», состоявшейся 14 апреля 2016 года. С предложением разработать схему перехода исключительно на натуральные выплаты к президенту обратился Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей. Путин поддержал инициативу и поручил правительству совместно с Центробанком к 1 октября разработать соответствующие поправки. По оценке Минфина, принятие этого законопроекта приведет к тому, что более 90% страховых случаев по ОСАГО будут оплачиваться ремонтом.

С октября Россия перешла на полисы ОСАГО нового формата, прежние зеленые бланки уже не продаются

– Сегодня мы видим, что денежная форма выплаты часто приводит к конфликтам. Многие граждане считают, что полученных в результате обращения в страховую компанию средств им недостаточно. Ко всему прочему здесь принимают участие различные посредники, – объясняет заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. – Часть клиентов пытается получить именно денежную выплату, чтобы где-то подешевле отремонтировать свое транспортное средство или отремонтировать его менее качественно, сэкономить деньги и использовать остаток в личных целях. Все это дает почву для мошенничества. У тебя повреждено транспортное средство? Значит его нужно отремонтировать. А если тебе просто нужны деньги, то извини – это уже не страховая выплата.

После принятия закона более 90% страховых случаев станут «оплачивать» ремонтом

Сервисы придут на рынок ОСАГО

Если проект закона будет одобрен, на рынке ОСАГО появится новый игрок – станции технического обслуживания автомобилей. Именно туда страховые компании будут направлять поврежденную технику. Сразу возникает множество вопросов. Какими отношениями будут связаны страховщик, СТОА и клиент? Как страхователей защитят от некачественного ремонта? Обеспечат ли гарантию на проведенные работы? Будут ли подконтрольные страховщикам техстанции территориально доступными? И не придется ли автовладельцам из-за очередей месяцами ждать отремонтированные машины?

По словам Сергея Ефремова, разработанный документ предусматривает это всё. По идее, в заключаемом между СК и СТОА договоре должна быть прописана ответственность сервиса за качество восстановительных работ, схема оплаты оказанных услуг и порядок устранения последствий плохого ремонта. Установка минимальных стандартов и максимальных сроков – задача ЦБ. Кстати, к обязательным требованиям отнесли и сохранение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя. Например, если автомобиль новый.

И все же, как быть в случае, если восстановительные работы не удовлетворят автовладельца? Какие санкции ждут нарушившие предписания СТОА? Здесь все достаточно просто. Согласно действующему законодательству, сотрудники техстанции, выполнившей некачественные работы, обязаны безвозмездно их устранить.

А вот ответственность за срыв срока передачи отремонтированного автомобиля, а также за нарушение других обязательств по восстановительному ремонту несет страховщик, выдавший направление. При этом в случае появления большого количества жалоб автовладельцев, Банк России лишит страховщика права на натуральное возмещение. Сами страховые компании, естественно, не будут заинтересованы в сотрудничестве с партнерами, которые раз за разом производят некачественный ремонт. Обычная история – страховая компания контролирует работу СТОА, а Центробанк следит за деятельностью СК. Опасения страховщика за собственную «шкуру» должны снизить возможные риски для автовладельцев.

Страховые компании хорошо устроились: сами оценивают ущерб, независимых экспертов больше не слушают, теперь еще и сами хотят ремонтом заниматься

Европротокол мешает

При этом далеко не всегда натуральное возмещение применимо на практике. Есть ситуации, когда машину невозможно восстановить. Или стоимость ремонта превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Если ДТП было оформлено по Европротоколу, а реальная стоимость ущерба оказалась выше максимальной суммы возмещения, страховщики также откупятся деньгами.

Например, если в результате аварии автомобиль получил повреждения на сумму 120 тыс. руб., то страховая компания выплатит денежную сумму в пределах 50 тыс. руб. Такой сегодня порог компенсации по Европротоколу. Само собой, деньги заплатят и в том случае, если в результате аварии вред был причинен не транспортному средству, а другому имуществу потерпевшего.

Технология натурального возмещения ущерба по КАСКО работает уже не первое десятилетие. За это время страховщики успели приобрести необходимый опыт взаимодействия с партнерами и автовладельцами. Однако вряд ли новый закон сможет улучшить ситуацию в сфере ОСАГО. Да, страхователям не придется самостоятельно искать сервисы, покупать запчасти, договариваться о стоимости ремонта или добиваться увеличения суммы выплат в суде. Однако расходы на ремонт будут все так же определяться в соответствии с единой методикой расчета ущерба, утвержденной Центробанком. А это значит, что денег на качественное восстановление ТС не всегда будет хватать. Если только страхователя не станут просить доплачивать. Новый закон позволит, конечно, снизить риски страховых компаний. Но станет ли от этого лучше нам?

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС, Донат Сорокин/ТАСС

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выше нос! Выше нос!

Компания BMW представила обновленный кроссовер X1

АвтоМир
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
Любовь наперекор Любовь наперекор

Haval H3 просто обречен на любовь – и плевать на законы физики

ТехИнсайдер
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
Непонятный кодекс Непонятный кодекс

Юристы пожаловались на усложнение налоговых норм для восприятия

Ведомости
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих

Почему из-за развития цифровых технологий снижаются когнитивные функции человека

Монокль
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Охота на пиратов Охота на пиратов

Как спортивные каналы и лиги борются с пиратами

Ведомости
Бессвязные дороги Бессвязные дороги

Как обеспечить автодороги сотовой связью без переплат

Ведомости
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль

Чем, кроме тряпки, можно эффективно удалить пыль с любой поверхности

ТехИнсайдер
Поставки по расписанию Поставки по расписанию

Что экспортировал СССР во время войны

Эксперт
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
12 способов продлить молодость 12 способов продлить молодость

Рекомендации для того, чтобы увеличить шансы прожить дольше

Лиза
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Легко прочитать, как именно надо ухаживать за цветком, но почему именно так?

Наука и жизнь
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Как утолить эмоциональный голод, если у вас нет партнера: 5 сфер, на которые стоит обратить внимание женщине Как утолить эмоциональный голод, если у вас нет партнера: 5 сфер, на которые стоит обратить внимание женщине

Одиночество — это не пустота, а пространство для наполнения своей жизни смыслами

Psychologies
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Открыть в приложении