Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Ремонт вместо денег

Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

Госдума в осеннюю сессию планирует принять очередные поправки в Федеральный закон «Об ОСАГО». В числе наиболее значимых перемен – введение в приоритет «натуральных» страховых выплат. Предполагается, что страхователь будет получать не деньги, а непосредственно ремонт автомобиля. А выбирать форму компенсации будет страховщик. При этом натуральное возмещение не предполагает доплат за износ.

– В настоящее время нормативноправовая база также предусматривает возможность урегулирования убытка в натуральной форме в ОСАГО. В самом договоре такие условия не прописываются, но в ходе урегулирования убытка страховщик может предложить страхователю ремонт вместо денег. Здесь все зависит от возможностей, которые имеет страховая компания. Например, в Москве у некоторых страховщиков доля урегулирований в натуральной форме сегодня достигает 20-25%, – комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По высочайшему велению

Поводом к изменению механизма компенсации послужил разговор с Владимиром Путиным во время ежегодной «Прямой линии», состоявшейся 14 апреля 2016 года. С предложением разработать схему перехода исключительно на натуральные выплаты к президенту обратился Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей. Путин поддержал инициативу и поручил правительству совместно с Центробанком к 1 октября разработать соответствующие поправки. По оценке Минфина, принятие этого законопроекта приведет к тому, что более 90% страховых случаев по ОСАГО будут оплачиваться ремонтом.

С октября Россия перешла на полисы ОСАГО нового формата, прежние зеленые бланки уже не продаются

– Сегодня мы видим, что денежная форма выплаты часто приводит к конфликтам. Многие граждане считают, что полученных в результате обращения в страховую компанию средств им недостаточно. Ко всему прочему здесь принимают участие различные посредники, – объясняет заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. – Часть клиентов пытается получить именно денежную выплату, чтобы где-то подешевле отремонтировать свое транспортное средство или отремонтировать его менее качественно, сэкономить деньги и использовать остаток в личных целях. Все это дает почву для мошенничества. У тебя повреждено транспортное средство? Значит его нужно отремонтировать. А если тебе просто нужны деньги, то извини – это уже не страховая выплата.

После принятия закона более 90% страховых случаев станут «оплачивать» ремонтом

Сервисы придут на рынок ОСАГО

Если проект закона будет одобрен, на рынке ОСАГО появится новый игрок – станции технического обслуживания автомобилей. Именно туда страховые компании будут направлять поврежденную технику. Сразу возникает множество вопросов. Какими отношениями будут связаны страховщик, СТОА и клиент? Как страхователей защитят от некачественного ремонта? Обеспечат ли гарантию на проведенные работы? Будут ли подконтрольные страховщикам техстанции территориально доступными? И не придется ли автовладельцам из-за очередей месяцами ждать отремонтированные машины?

По словам Сергея Ефремова, разработанный документ предусматривает это всё. По идее, в заключаемом между СК и СТОА договоре должна быть прописана ответственность сервиса за качество восстановительных работ, схема оплаты оказанных услуг и порядок устранения последствий плохого ремонта. Установка минимальных стандартов и максимальных сроков – задача ЦБ. Кстати, к обязательным требованиям отнесли и сохранение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя. Например, если автомобиль новый.

И все же, как быть в случае, если восстановительные работы не удовлетворят автовладельца? Какие санкции ждут нарушившие предписания СТОА? Здесь все достаточно просто. Согласно действующему законодательству, сотрудники техстанции, выполнившей некачественные работы, обязаны безвозмездно их устранить.

А вот ответственность за срыв срока передачи отремонтированного автомобиля, а также за нарушение других обязательств по восстановительному ремонту несет страховщик, выдавший направление. При этом в случае появления большого количества жалоб автовладельцев, Банк России лишит страховщика права на натуральное возмещение. Сами страховые компании, естественно, не будут заинтересованы в сотрудничестве с партнерами, которые раз за разом производят некачественный ремонт. Обычная история – страховая компания контролирует работу СТОА, а Центробанк следит за деятельностью СК. Опасения страховщика за собственную «шкуру» должны снизить возможные риски для автовладельцев.

Страховые компании хорошо устроились: сами оценивают ущерб, независимых экспертов больше не слушают, теперь еще и сами хотят ремонтом заниматься

Европротокол мешает

При этом далеко не всегда натуральное возмещение применимо на практике. Есть ситуации, когда машину невозможно восстановить. Или стоимость ремонта превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Если ДТП было оформлено по Европротоколу, а реальная стоимость ущерба оказалась выше максимальной суммы возмещения, страховщики также откупятся деньгами.

Например, если в результате аварии автомобиль получил повреждения на сумму 120 тыс. руб., то страховая компания выплатит денежную сумму в пределах 50 тыс. руб. Такой сегодня порог компенсации по Европротоколу. Само собой, деньги заплатят и в том случае, если в результате аварии вред был причинен не транспортному средству, а другому имуществу потерпевшего.

Технология натурального возмещения ущерба по КАСКО работает уже не первое десятилетие. За это время страховщики успели приобрести необходимый опыт взаимодействия с партнерами и автовладельцами. Однако вряд ли новый закон сможет улучшить ситуацию в сфере ОСАГО. Да, страхователям не придется самостоятельно искать сервисы, покупать запчасти, договариваться о стоимости ремонта или добиваться увеличения суммы выплат в суде. Однако расходы на ремонт будут все так же определяться в соответствии с единой методикой расчета ущерба, утвержденной Центробанком. А это значит, что денег на качественное восстановление ТС не всегда будет хватать. Если только страхователя не станут просить доплачивать. Новый закон позволит, конечно, снизить риски страховых компаний. Но станет ли от этого лучше нам?

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС, Донат Сорокин/ТАСС

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Honda CR-V: Не дождетесь! Honda CR-V: Не дождетесь!

Стоит ли покупать подержанный автомобиль Honda CR-V

АвтоМир
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим 10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим

Самые лучшие и самые худшие фильмы про Супермена

Maxim
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему

Фильмы Джеймса Ганна от инди-ужасов до супергероев Marvel и DC

Maxim
Найден способ омолодить стареющие клетки мозга Найден способ омолодить стареющие клетки мозга

Обратить старость вспять реально, причем на это понадобится всего один день

ТехИнсайдер
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека

Концентрация внимания и выбор решения контролируются разными областями мозга

ТехИнсайдер
Почему в некоторых озерах вода розового цвета? Почему в некоторых озерах вода розового цвета?

Почему по всему миру можно найти розовые озера?

ТехИнсайдер
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций

Математик Энди Рейнольдс, возможно, разгадал тайну птичьих мурмураций

ТехИнсайдер
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Открыть в приложении