Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Ремонт вместо денег

Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк, Минфин и Госдуму блок поправок в Закон об ОСАГО. Страховщики предложили компенсировать ущерб не деньгами, а делом – то есть ремонтом. Чем обернется для автомобилистов принятие нового закона?

Госдума в осеннюю сессию планирует принять очередные поправки в Федеральный закон «Об ОСАГО». В числе наиболее значимых перемен – введение в приоритет «натуральных» страховых выплат. Предполагается, что страхователь будет получать не деньги, а непосредственно ремонт автомобиля. А выбирать форму компенсации будет страховщик. При этом натуральное возмещение не предполагает доплат за износ.

– В настоящее время нормативноправовая база также предусматривает возможность урегулирования убытка в натуральной форме в ОСАГО. В самом договоре такие условия не прописываются, но в ходе урегулирования убытка страховщик может предложить страхователю ремонт вместо денег. Здесь все зависит от возможностей, которые имеет страховая компания. Например, в Москве у некоторых страховщиков доля урегулирований в натуральной форме сегодня достигает 20-25%, – комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По высочайшему велению

Поводом к изменению механизма компенсации послужил разговор с Владимиром Путиным во время ежегодной «Прямой линии», состоявшейся 14 апреля 2016 года. С предложением разработать схему перехода исключительно на натуральные выплаты к президенту обратился Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей. Путин поддержал инициативу и поручил правительству совместно с Центробанком к 1 октября разработать соответствующие поправки. По оценке Минфина, принятие этого законопроекта приведет к тому, что более 90% страховых случаев по ОСАГО будут оплачиваться ремонтом.

С октября Россия перешла на полисы ОСАГО нового формата, прежние зеленые бланки уже не продаются

– Сегодня мы видим, что денежная форма выплаты часто приводит к конфликтам. Многие граждане считают, что полученных в результате обращения в страховую компанию средств им недостаточно. Ко всему прочему здесь принимают участие различные посредники, – объясняет заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. – Часть клиентов пытается получить именно денежную выплату, чтобы где-то подешевле отремонтировать свое транспортное средство или отремонтировать его менее качественно, сэкономить деньги и использовать остаток в личных целях. Все это дает почву для мошенничества. У тебя повреждено транспортное средство? Значит его нужно отремонтировать. А если тебе просто нужны деньги, то извини – это уже не страховая выплата.

После принятия закона более 90% страховых случаев станут «оплачивать» ремонтом

Сервисы придут на рынок ОСАГО

Если проект закона будет одобрен, на рынке ОСАГО появится новый игрок – станции технического обслуживания автомобилей. Именно туда страховые компании будут направлять поврежденную технику. Сразу возникает множество вопросов. Какими отношениями будут связаны страховщик, СТОА и клиент? Как страхователей защитят от некачественного ремонта? Обеспечат ли гарантию на проведенные работы? Будут ли подконтрольные страховщикам техстанции территориально доступными? И не придется ли автовладельцам из-за очередей месяцами ждать отремонтированные машины?

По словам Сергея Ефремова, разработанный документ предусматривает это всё. По идее, в заключаемом между СК и СТОА договоре должна быть прописана ответственность сервиса за качество восстановительных работ, схема оплаты оказанных услуг и порядок устранения последствий плохого ремонта. Установка минимальных стандартов и максимальных сроков – задача ЦБ. Кстати, к обязательным требованиям отнесли и сохранение гарантийных обязательств предприятия-изготовителя. Например, если автомобиль новый.

И все же, как быть в случае, если восстановительные работы не удовлетворят автовладельца? Какие санкции ждут нарушившие предписания СТОА? Здесь все достаточно просто. Согласно действующему законодательству, сотрудники техстанции, выполнившей некачественные работы, обязаны безвозмездно их устранить.

А вот ответственность за срыв срока передачи отремонтированного автомобиля, а также за нарушение других обязательств по восстановительному ремонту несет страховщик, выдавший направление. При этом в случае появления большого количества жалоб автовладельцев, Банк России лишит страховщика права на натуральное возмещение. Сами страховые компании, естественно, не будут заинтересованы в сотрудничестве с партнерами, которые раз за разом производят некачественный ремонт. Обычная история – страховая компания контролирует работу СТОА, а Центробанк следит за деятельностью СК. Опасения страховщика за собственную «шкуру» должны снизить возможные риски для автовладельцев.

Страховые компании хорошо устроились: сами оценивают ущерб, независимых экспертов больше не слушают, теперь еще и сами хотят ремонтом заниматься

Европротокол мешает

При этом далеко не всегда натуральное возмещение применимо на практике. Есть ситуации, когда машину невозможно восстановить. Или стоимость ремонта превышает лимит страховой выплаты по ОСАГО. Если ДТП было оформлено по Европротоколу, а реальная стоимость ущерба оказалась выше максимальной суммы возмещения, страховщики также откупятся деньгами.

Например, если в результате аварии автомобиль получил повреждения на сумму 120 тыс. руб., то страховая компания выплатит денежную сумму в пределах 50 тыс. руб. Такой сегодня порог компенсации по Европротоколу. Само собой, деньги заплатят и в том случае, если в результате аварии вред был причинен не транспортному средству, а другому имуществу потерпевшего.

Технология натурального возмещения ущерба по КАСКО работает уже не первое десятилетие. За это время страховщики успели приобрести необходимый опыт взаимодействия с партнерами и автовладельцами. Однако вряд ли новый закон сможет улучшить ситуацию в сфере ОСАГО. Да, страхователям не придется самостоятельно искать сервисы, покупать запчасти, договариваться о стоимости ремонта или добиваться увеличения суммы выплат в суде. Однако расходы на ремонт будут все так же определяться в соответствии с единой методикой расчета ущерба, утвержденной Центробанком. А это значит, что денег на качественное восстановление ТС не всегда будет хватать. Если только страхователя не станут просить доплачивать. Новый закон позволит, конечно, снизить риски страховых компаний. Но станет ли от этого лучше нам?

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС, Донат Сорокин/ТАСС

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Санкционная политика Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМир
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
«Голдфингер-2» «Голдфингер-2»

Трансфигурации Aston Martin DB12 и Rolls-Royce Phantom в третьем тысячелетии

Автопилот
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Открыть в приложении