Автоправо
Дело темное
Существуют ли способы обойти запрет тонировки?
После того, как законодатель отменил снятие с автомобилей регистрационных знаков за превышение установленных норм светопропускания, темные стекла все чаще можно встретить на транспорте, колесящем по российским дорогам. Многие автовладельцы, почуяв безнаказанность, «закатали» в непрозрачную пленку не только боковые, но заодно и переднее лобовое стекло.
Убеждать приверженцев тонировки в том, что она негативно сказывается на уровне безопасности на дороге, – дело бесполезное, так как все объективные доводы, основанные на специальных исследованиях, разбиваются об аргумент «а мне не мешает». Но чересчур стеснительных автомобилистов, прячущихся за непрозрачными стеклами, ждут правовые последствия.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» передние боковые и ветровые стекла (в обиходе это называют «передней полусферой») должны пропускать не менее 70% света. Сразу предостережем от ошибочного вывода, что стекла можно тонировать на 30%. В данном случае такая арифметика не работает, потому что около 10% света «съедает» обычное автомобильное стекло, а банальный слой пыли добавляет к этому еще несколько процентов. В итоге, наклеив даже самую светлую пленку, вы рискуете выйти за разрешенные пределы, хотя внешне будет казаться, что стекло лишь едва-едва затемнено. Разумеется, желающих придать облику автомобиля «стильный» и «крутой» вид этот категорически не устраивает.
Кто-то плюет на закон и дает волю своим фантазиям на тему, как должна выглядеть настоящая «пацанская» машина. Но на самом деле закон не так уж и беззуб, как кажется на первый взгляд. Во-первых, ГИБДД частенько проводит специальные рейды по выявлению тонировки. Штраф небольшой – всего 500 рублей (часть 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ), но нервов и времени придется потратить немало: остановят, проверят документы, пробьют по базам данных, поинтересуются долгами по штрафам, проверят светопропускание стекол специальным прибором, составят необходимые документы. Приходится также учитывать, что подобные операции проводятся регулярно, да и вообще тонированный автомобиль – повод лишний раз остановить водителя. Так что времени покрасоваться на «крутой тачке» перед друзьями и подругами остается не так уж и много.
Инспекторы ГИБДД имеют полное право проверять стекла. Но только на стационарных постах
Кроме того, в последнее время в некоторых регионах сотрудники полиции вместе с постановлением о штрафе за тонировку начали выдавать письменное официальное требование об устранении нарушения законодательства. В случае, если нарушитель попадается с темными стеклами еще раз, его отправляют в суд и наказывают уже не за тонировку, а за невыполнение законного требования сотрудника полиции по статье 19.3 КоАП РФ. «Потолок» по этой статье – административный арест до 15 суток. Так что паталогическое желание отгородиться от внешнего мира может сбыться в самой что ни на есть непосредственной форме.
Но есть автовладельцы и похитрей. Поняв, что пленка – это слишком явная улика против них, они предпочитают сохранять инкогнито за шторками: от трогательных занавесочек в стиле «кошкин дом» до специальных сетчатых экранов, которые легко монтируются и демонтируются в случае появления угрозы в виде человека в форме с полосатым жезлом. Еще один вариант – электрохромные стекла, меняющие светопропускание при нажатии кнопки. Но они встречаются крайне редко в силу чрезмерной дороговизны.
Однако опытных инспекторов ДПС так просто не обманешь: прежде чем водитель успел сориентироваться, они фотографируют автомобиль с явно непрозрачными стеклами, чтобы потом были основания доказать свою правоту у начальства или в суде. И только после «снимка на память» они приступают к оформлению документов. К слову, в этом случае штрафуют уже не за превышение норм светопропускания, а за то, что на автомобиле «установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя», что запрещено Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Так что последствия экспериментов с затемнением стекол вовсе не такие безобидные, как принято считать в автомобильной тусовке. Не согласны? Пишите в редакцию: avtomir@burda.ru или высказывайте свое мнение на наших страницах в социальных сетях!
Проверки не избежать
Заблуждаются те, кто считает, что контроль светопропускания стекол – прерогатива исключительно инспекторов технического надзора. На самом деле такое право есть и у обычных инспекторов ДПС. Но проверять стекла разрешено только на стационарных постах полиции и только сертифицированным оборудованием, на которое имеется свидетельство о поверке. По вашему требованию соответствующие документы вам обязаны предъявить. С незапамятных времен живет миф и о том, что такую проверку можно проводить только при плюсовой температуре. На самом деле это требование давно кануло в Лету, а сотрудникам ГИБДД предписывается руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации соответствующего прибора. Современное оборудование позволяет проводить замеры в очень широком температурном диапазоне, так что зима – отнюдь не повод тонировать машину.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl