«Ашрам Шамбалы». Часть 1: Как случайно создать самую известную в стране секту
30 сентября после 11 лет заключения на свободу выходит Константин Руднев, основатель «Ашрама Шамбалы» — когда-то самой известной в России секты. За 30 лет Рудневу удалось создать культ и подчинить себе тысячи людей. В первой части трилогии «Сноб» рассказывает, как маленький кружок йоги, начинавшийся в школьном спортзале, превратился в религиозное движение с последователями по всей стране.
Весенним вечером 2018 года посетители парка «Пироговский лес» в подмосковных Мытищах могли наблюдать необычную картину. 50-летняя женщина с прической «дулька», как у школьной учительницы, разводит костер и бросает в огонь листовки, старые фотографии и книги по эзотерике. Это Елена Захарова, бывшая «просветленная жрица» когда-то самой известной в России секты «Ашрам Шамбалы».
«Ашрам Шамбалы» прославилась еще в конце 90-х: ее адепты верили, что путь к просветлению лежит через побег из дома, изоляцию от внешнего мира и поклонение Великому Учителю. В секте практиковалось физическое и сексуальное насилие, адептов морили голодом и заставляли отказаться от семьи, работы и личных интересов. В начале 2010-х основатель «Ашрама» Константин Руднев был осужден на 11 лет за создание религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан, насильственные действия сексуального характера и приготовление к сбыту наркотиков. Но жизнь секты на этом не закончилась. Она получила другое название — «Академия женской мудрости», — разделилась на множество ячеек и сегодня продолжает привлекать адептов на женские тренинги и шаманские практики, как в России, так и за ее пределами.
Досмотрев, как сгорит последнее фото и скукожится от огня страничка с дыхательными упражнениями, Елена затушит пламя и вернется в полупустую съемную квартиру. Следующие несколько часов, сидя за ноутбуком, она будет отвечать на вопросы бывших адептов. Сегодня бывшая «жрица» — одна из лидеров движения «Стоп секта», ей пишут жертвы секты и их родственники со всей страны. Уже несколько лет она помогает им больше узнать об «Ашраме» или освоиться и найти себя в новой жизни.
Накануне освобождения Руднева чат «Стоп секты» оживленнее, чем обычно: тысячи бывших сектантов по всей стране боятся, что снова окажутся в опасности. Переживает и Елена: Руднев не только ее учитель, но и бывший возлюбленный. Вместе с ним 30 лет назад она стояла у самых истоков будущей секты, а теперь борется против своего же детища.
Девочка из Новосибирска
Елена родилась в семье инженеров. Ее родители поженились еще в институте, потом вместе работали в Мостоотряде. Когда Елене исполнилось пять лет, родители развелись, Лена и ее мама перебрались в Новосибирск. «Мама меня воспитывала строго. Контролировала на каждом шагу, многое запрещала», — вспоминает Елена.
В какой-то момент она начала сопротивляться авторитарности матери — тайком записалась в клуб самодеятельности, научилась играть на гитаре. Она легко знакомилась с людьми и после окончания школы год путешествовала с друзьями автостопом.
Вернувшись в Новосибирск в 1987 году, 17-летняя Лена попыталась поступить на художественно-графический факультет, но не прошла по конкурсу. Устроилась работать в хозяйственный магазин — художником-оформителем.
Шла перестройка. Заседания нардепов по телевизору сменяли зарубежные сериалы и передачи «чудо-врача» Кашпировского. По всей стране появлялись маленькие кружки, выходили из подполья разные духовные организации. «Все эти йоги годами занимались кустарно дома, по вырезкам из газет, боялись, что их ждет лечебница», — вспоминает Елена. В 1989-м друг из тусовки автостопщиков предложил попробовать йогу, и девушка впервые пришла в маленькую секцию в спортивном зале новосибирской школы №74. Занятия вели братья Рудневы: старший — Сергей и младший — Константин.
Йога Елену не впечатлила. Возможно, она бы никогда больше не увидела Рудневых, если бы не последнее упражнение, в котором каждый участник должен был встать на голову. Для тех, кто занимался регулярно, это была не проблема, а вот Елена поняла, что этот трюк ей не выполнить: «Я уже расстроилась, и слышу голос одного из братьев: мол, кто не может встать, подойдите к стеночке. У меня опять не получается. Сергей пытался помочь, а когда не вышло, махнул рукой. Но тут подошел Константин, аккуратно взял за ноги и поставил-таки на голову».
После занятия люди окружили Константина: «Смотрят на него как на звезду, а он что-то объясняет». Заинтригованная, Елена решила, что придет на занятия еще раз, и вскоре стала ходить в секцию постоянно. Константин увлек ее своими историями. Он был всего на три года старше, но казался умным и опытным. Йогу изучал еще в школе, после учился в машиностроительном техникуме. Самостоятельно погрузился в восточную философию, а затем «почувствовал посветление». Правда, Константин умалчивал, что они с братом занялись этим, чтобы подзаработать. И, по воспоминаниям Елены, если старший брат сомневался, что они недостаточно разбираются в йоге, чтобы учить людей, то младший говорил: «Ничего страшного, в этом никто ничего не понимает».
Через несколько занятий Константин объявил ученикам о наборе группы «второго уровня». «Сказал, что будем собираться вместе, пить чай и беседовать на философские темы, — вспоминает Елена. — Костя искал помещение, и я предложила свою жилплощадь. Мы тогда с мамой жили в двухкомнатной квартире, на отшибе». Руднев согласился и приехал в гости — разведать обстановку.
Мама Елены сразу его невзлюбила: «Ревность. Ей постоянно казалось, что молодые люди посягают на меня — ее собственность», — объясняет Елена. Но Константина ситуация не смутила, он уговорил девушку не отказываться от идеи.
Не в силах запретить дочери приводить домой друзей, мама придумала для нее наказание: «Будешь жить в пустой комнате, отдавай всю мебель». В слезах Елена позвонила Константину, но он сказал, что это отличная новость — больше свободного места. В комнате остались только матрас и пианино. В такой минималистичной обстановке йоги и собирались «открывать третий глаз», слушали пластинки с расслабляющей музыкой, обсуждали буддизм. Гости сидели на матрасе, на полу — скатерть, на ней — чай и тарелки с печеньем. Руднев подбадривал Елену, рассказывая, что на Востоке все сидят на полу, скрестив ноги. Обстановка, музыка, благовония производили впечатление на всех, кто приходил на подобные вечера.